«Культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г. Отмечая достижения в сфере экономики, рост благосостояния населения, усиление массовой активности и «переворот в умах», вызванный резолюцией, ЦК констатировал: «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции…» [Соскин В.Л., Российская советская культура (1917-1927 гг.) :очерки социальной истории / В.Л. Соскин.- Отв.ред.: д.ист.н. И.С. Кузнецов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.-с.106]
«Как ставил вопрос Владимир Ильич, когда он подходил к расшифровке понятия культурной революции?
Он говорил:
"Перед нами являются две главные задачи, составляющие эпоху. Это - задача переделки нашего аппарата, который ровно никуда не годится и который перенят нами целиком от прежней эпохи; переделать тут серьезно мы ничего за пять лет борьбы не успели и не могли успеть. Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции"».
[Мартынов И., Д. Шостакович, М.— Л., 1946.-с.25-27] «Сущность культурной революции раскрывается Лениным в работах «Странички из дневника», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше» и др». [ Иван Пазий, Культурная революция в СССР: была ли она? [Электронный ресурс]. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17862/ (дата обращения: 4.10.2010)]
«Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны — в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу». [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С. 368-390]
Еще по теме:
Стиль и мода. Стилевые направления в моде история и
современность
Этот раздел мы посвятим одежде как одному из видов декоративно-прикладного искусства. Сразу оговоримся, что далеко не всю используемую в быту одежду можно считать искусством. В качестве произведения искусства костюм почти так же сложен, к ...
Заключительный этап творчества
Творческую эволюцию Микеланджело – живописца завершают фрески, исполненные для капеллы Паолины в Ватикане на сюжеты «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). В них еще более усиливаются ноты трагедийности. Еще ос ...
Мораль, обычай, право
Поведение, опирающееся на моральные нормы, и поведение, опирающееся на обычай, на первый взгляд, сходны. В самом деле, и мораль, и обычай регулируют человеческие взаимоотношения. И мораль, и обычай не институализированы, то есть моральн ...