Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Возрождение – понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение).
Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресением – Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни – Воскресение).
В Италии не только появляется термин «Возрождение», там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.
XII–XIV вв.– Проторенессанс, или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность.
XIV–XV вв.– раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккаччо (литература), Донателло, Вероккьо (живопись, скульптура).
Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) – Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных талантов.
XVI в. (с 1520 по 1540 г. и с 1570 по 1590 г.) – позднее Возрождение. Это закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме – художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и др.).
Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и Англии. Термин «Реформация» (лат.– преобразование) означает мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-30-е годы XV в., а само Северное Возрождение, как уже отмечалось, датируется XVI в.
Каковы истоки Возрождения? Почему именно в Италии зародилась эта культура?
Почвой, питательной средой Возрождения был средневековый город*. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город вырывается за рамки феодальной традиции, происходит, например, в Италии с XII в., а в Нидерландах – с XV в. В Италии развитие городской культуры в силу целого ряда факторов шло более высокими темпами. Прежде всего надо отметить такие факторы, как благоприятный климат, способствующий развитию традиционного хозяйства и промыслов, удобное географическое положение, позволявшее Италии быть торговым посредником между Востоком и Западом (особенно с XIII в., когда старая европейская дорога – водный путь «из варяг в греки» – стала слишком опасной и практически недоступной). Очевидно нужно иметь в виду по крайней мере еще один важный фактор: в Италии городская культура опиралась на мощную традицию античной городской культуры, была укоренена в исторической памяти народа.
Еще по теме:
Многообразие видов искусства
В обычной жизни человек нередко говорит об искусстве и его законах, как если бы оно существовало в единственном числе. В широком смысле так оно и есть, но ученые до сих пор спорят о принципах классификаций искусств. Источник этого многооб ...
Нобелевские лауреаты в области литературы
После физики это наиболее плодотворная Нобелевка для России. В разные годы лауреатами этой премии становились Иван Бунин (1933), Бориc Пастернак (1958, «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение тр ...
Теория массовой культуры как культуры массового общества
Теория массового общества рассматривает популярную культуру как массовую, т.е. принадлежащую массовому обществу. Основным моментом в ее становлении является процесс индустриализации и урбанизации, который имел разрушительные последствия д ...