Анализ культурных явление и процессов

Культура и искусство » Культурология в системе гуманитарного знания » Анализ культурных явление и процессов

Страница 1

Основными компонентами культуры являются: ценности, обычай, нормы. Многочисленные дискуссии о том, что же является базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура, позволяют сделать вывод, что им может быть такой важный элемент общественного сознания, как ценности. Не результат творческой деятельности, даже не ее процесс, не говоря о «вещных» выразителях материальной и духовной культуры, а именно ценности, в которых в концентрированном виде выражается смысл культуры (М. Вебер). В отечественной социологии этот подход наиболее удачно сформулировал Н.И. Лапин. По его мнению, «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе».

Культурных феноменов — великое множество. Их объединяют художественные стили.

Правильно ли считать, что культурология — это и есть сравнительные «биографии» великих стилей? О том, чтобы написать такую историю, мечтал немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936). Задача культурологии не исчерпывается анализом различных культурных эпох. Она пытается осмыслить закономерности культурного процесса и в этом смысле является систематизированным знанием о культуре как специфическом и уникальном феномене.

Что такое культура как явление? Как она соотносится с природой? Можно ли выстроить иерархию культур, каковы связи между культурой и цивилизацией? возможна ли обще планетарная культура?

Существует второе значение понятия «культурология» — «теория культуры». В таком случае культура становится объектом научного постижения как некий самобытный и универсальный феномен. В самом деле, нет такого народа на Земле, который не создал бы своего варианта культуры. Стало быть, за множеством локальных культур следует разглядеть общий процесс развития культуры человечества, без которого невозможны культурно-исторические типы. На этой мысли настаивал русский философ B.C. Соловьев (1853—1900), который определял культурно-исторические типы как разновидности культуры, прочно укоренившиеся в истории. Иначе говоря, не случайные, не временные, а устоявшиеся культуры.

Наконец, возможен и третий вариант культурологии. Она может быть осмыслена как междисциплинарная наука. Иначе говоря, через культуру, которая раскрывает глубинный мир психологии людей и народов, можно, как предполагается, показать действие механизмов истории, сокровенные тайны человеческого бытия, приоткрыть завесу над совокупным творчеством человечества.

Познавательным средством постижения мира в этом случае окажется именно культура, а не идеология, не экономика или политика. Античная культура достигла огромных высот. Раз уж человеческий дух поднялся к столь блистательным вершинам, чту, казалось бы, может нарушить плавный и глубинный расцвет культуры? Но вот Рим пал, закончилась история древнего мира. Почему это произошло? Как писал Н.А. Бердяев, можно, разумеется, предложить простейшее объяснение: это произошло из-за нашествия варваров. Но отчего цитадель не устояла. Почему ранее эллинская культура наступала, завоевав полмира, а затем вдруг пала под натиском грубых варваров?

Объяснения, конечно же, могут быть самые разные: изжили себя формы собственности, которые были распространены в античности; рождалась другая эпоха хозяйственного устройства и т.д.

Но что может помочь нам увидеть в этой ситуации культурология? Вот что писал, например, в свое время Н.А. Бердяев: « .вместе с тем это падение (античности. — П.Г.) в свете истории нашего времени учит нас не только о смертности культуры, не только о том, что культура переживает моменты зарождения, расцвета и умирания, но также и о том, что культура есть начало вечности, потому что, поистине, изумителен тот результат, что не только этот великий древний мир пал и настал период варварства и тьмы, которыми характеризуются первые времена средневековья, века VII, VIII и IX, которые были периодами варваризации, но вместе с тем на веки веков осталась культура».

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Безусловность в интерьере
Минимализм строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, ...

Мораль, как вид культуры
Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (от лат. moralis « относящийся к нраву, характеру, привычкам » от mos , mores « обычаи, нравы, поведение »). Исследование этнографов и ант ...

Влияние Пуссена на развитие искусства
Значение искусства Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Его истинными наследниками были не французские академисты второй половины 17 века, а представители классицизма 18 столетия, сумевшие в формах этого искусства вырази ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация