Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности

Культура и искусство » Культурология как научная дисциплина » Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности

Страница 2

б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство вытекающее из субстанционального понимания культуры;

в) стремлением к выработке "общего знаменателя" в понимании культуры в условиях резкого роста контактов разных культур (в связи с развитием средств коммуникации), необходимостью поиска их единой природы, проявляющейся в локальном культурном многообразии;

г) важностью вопроса сравнения, субординации разных культур, в частности, европейской и неевропейской, в условиях распада колониальной системы и роста национального самосознания в странах "третьего мира";

д) необходимостью целостного, системного анализа культуры как сферы государственной политики, принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;

е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в потребительском обществе, обоснования успешной экономической деятельности в сфере массовой культуры;

ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным новым витком НТП, осознанием важности гуманитарного "противовеса" для сохранения стабильности существования человека, а также стремлением компенсировать культурологией все еще наличествующее состояние преждевременной и узкой профессионализации.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения. Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление (даже явление природы) при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современной культурологии прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру (в том числе через иные культуры) драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.

Само слово "культура" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего "агрокультуру", то есть возделывание, обработку, "культивирование" земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.

К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину.

Ее предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

В западных странах широкое распространение получила этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых "архаических" народов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Архитектура
Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппо Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пр ...

Орнамент
Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропо­морфным и геометрическим. Весьма характерна для русского на­родного орнамента полиморфность, т.е. гибридность образов - со­ ...

Прицкеровская премия
Прицкеровская премия - аналог Нобелевской - ежегодно присуждается архитектору, внесшему значительный вклад в развитие современной архитектуры. Цель Притцкеровской архитектурной премии - привлечь общественное внимание к этой области челове ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация