Изобразительное искусство

Культура и искусство » Литература и искусство в конце XIX – начале XX вв » Изобразительное искусство

Страница 3

Поль Сезанн (1839-1906), начавший свой творческий путь еще в 60-е годы, сблизился с импрессионистами и нередко вместе с ними выставлял свои работы. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов Сезанн стремился показать в своих произведениях неизменные основы видимого мира. Он нашел их в объемных формах предметов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины.

Для русской живописи вторая половина XIX века также стала временем расцвета. Главным событием в ее истории стала организация в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего художников-реалистов, которые стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление выражалось как в творческой манере «передвижников», в тематике их картин, так и в постоянной организации ими своих выставок в разных городах России. Многих «передвижников» волновали злободневные сюжеты (В.Е.Маковский - «Осужденный», «Узник», «Вечеринка»; Н.А.Ярошенко - «Курсистка», «Студент»; Г.Г.Мясоедов - «Земство обедает» и пр.); привлекали образы людей труда - крестьян и рабочих (Мясоедов - «Косцы», Ярошенко - «Кочегар», В.М.Максимов - «У своей полосы»). Не чуждались они и «вечных», в том числе и евангельских тем (И.Н.Крамской - «Христос в пустыне», Н.Н.Ге - «Что есть истина», В.Д.Поленов - «Христос и грешница»). Были среди них и замечательные мастера исторической живописи (В.И.Суриков - «Утро стрелецкой казни»), великолепные мастера пейзажа (А.К.Саврасов - «Грачи прилетели», И.И.Шишкин - «Лесная глушь», «Рожь», «Дубовая роща», А.И.Куинджи - «Украинская ночь»), выдающиеся портретисты (Перов, Крамской, Ярошенко). Даже в этой необычайно талантливой среде выделялся И.Е.Репин, с одинаковым блеском творивший во всех жанрах («Бурлаки на Волге», «Царевна Софья», «Не ждали» и пр.).

С конца XIX века влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В.А.Серова и К.А.Коровина, в символических картинах М.А.Врубеля («Демон», «Пан» и др). Движение «передвижников» в это время переживало глубокий кризис, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства», члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. «Мирискусники», отказываясь от реалистического воспроизведения действительности, призывали к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Позже часть «мирискусников» вышла из организации и, объединившись с бывшими «передвижниками», учредила в 1901 г. «Союз русских художников» (И.Э.Грабарь, К.Ф.Юон, А.А.Рыпов), в котором произошел органичный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Общественное значение музейных объектов нематериального наследия
Нематериальные объекты музейного значения двойственны по своей природе. Они обладают всеми признаками и качествами обычных объектов музейного значения, за исключением одного. Они невещественны (вообще-то это более правильно, чем «нематери ...

Византийская цивилизация
Византийская цивилизация получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324–330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии,– Конст ...

Орнаменты
Наиболее явно кельтское влияние на славянское искусство проявляется при сопоставлении орнаментов. Выше уже говорилось, каким путем кельтские традиционные орнаменты попали в византийское христианское искусство. Однако наиболее яркое выраж ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация