Поль Сезанн (1839-1906), начавший свой творческий путь еще в 60-е годы, сблизился с импрессионистами и нередко вместе с ними выставлял свои работы. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов Сезанн стремился показать в своих произведениях неизменные основы видимого мира. Он нашел их в объемных формах предметов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины.
Для русской живописи вторая половина XIX века также стала временем расцвета. Главным событием в ее истории стала организация в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего художников-реалистов, которые стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление выражалось как в творческой манере «передвижников», в тематике их картин, так и в постоянной организации ими своих выставок в разных городах России. Многих «передвижников» волновали злободневные сюжеты (В.Е.Маковский - «Осужденный», «Узник», «Вечеринка»; Н.А.Ярошенко - «Курсистка», «Студент»; Г.Г.Мясоедов - «Земство обедает» и пр.); привлекали образы людей труда - крестьян и рабочих (Мясоедов - «Косцы», Ярошенко - «Кочегар», В.М.Максимов - «У своей полосы»). Не чуждались они и «вечных», в том числе и евангельских тем (И.Н.Крамской - «Христос в пустыне», Н.Н.Ге - «Что есть истина», В.Д.Поленов - «Христос и грешница»). Были среди них и замечательные мастера исторической живописи (В.И.Суриков - «Утро стрелецкой казни»), великолепные мастера пейзажа (А.К.Саврасов - «Грачи прилетели», И.И.Шишкин - «Лесная глушь», «Рожь», «Дубовая роща», А.И.Куинджи - «Украинская ночь»), выдающиеся портретисты (Перов, Крамской, Ярошенко). Даже в этой необычайно талантливой среде выделялся И.Е.Репин, с одинаковым блеском творивший во всех жанрах («Бурлаки на Волге», «Царевна Софья», «Не ждали» и пр.).
С конца XIX века влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В.А.Серова и К.А.Коровина, в символических картинах М.А.Врубеля («Демон», «Пан» и др). Движение «передвижников» в это время переживало глубокий кризис, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства», члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. «Мирискусники», отказываясь от реалистического воспроизведения действительности, призывали к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Позже часть «мирискусников» вышла из организации и, объединившись с бывшими «передвижниками», учредила в 1901 г. «Союз русских художников» (И.Э.Грабарь, К.Ф.Юон, А.А.Рыпов), в котором произошел органичный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи.
Еще по теме:
Место и функции культуры в обществе
При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от в ...
Соотношение изобразительных и выразительных начал в танцевальном образе
Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того, что отмеченные начала в искусстве вс ...
Сколько измерений у экрана
На экране существует особое время. Особое – экранное – пространство.
Время для нас течёт неодинаково. Все мы знаем, что неприятные минуты обладают даром растягиваться и никак, ну просто никак не могут подойти к концу, а порой целый день ...