Со смутным осознанием переходного характера наступавшей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий.
Такие умонастроения нашли отражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление неоромантизма, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской и мировой культуры.
В эпоху неоромантизма, провозвестником которой стал композитор Р.Вагнер, развился литературный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е годы XIX века (Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме и др.), символизм захватил и другие виды искусства - театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, общественного и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма.
В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (новый, современный). Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявилось в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так достигалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф.О.Шехтелем.
В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Р.Вагнер. Позднее поисками в сфере синтетического искусства занимался А.Н.Скрябин (опыты светомузыки, мечты о создании Мистерии - новой формы синтеза искусств).
На рубеже веков начали распространяться новые художественные течения, представители которых отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, они получили объединяющее их название - авангардизм.
Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П.Пикассо и Ж.Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых.
Дальнейшим развитием кубизма стал созданный К.Малевичем супрематизм (от латинского - высший). Мир его картин - вне земного измерения. На белом фоне - символе чистого света - как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов и улетающие в беспредельный космос.
Абстракционизм и беспредметность - таково конечное, пиковое достижение авангарда в этот период.
Еще по теме:
Концепция
В. Шубарта
Вальтер Шубарт (1897-1942) - немецкий культуролог и историк. В работах "Европа и душа востока" (1938), "Достоевский и Ницше" (1939). "Духовный поворот от механики к метафизике" (1940), "Религия и эрос&qu ...
Философия пустоты
Минимализм есть поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линий, аскетизмом цветового решения, однако его сдержанность, лаконичность полны внутренней энергии. Благодаря этому дом становится не консервативной кр ...
Роль международных форумов в развитии русской культуры
Рассматривая значение межкультурного обмена для укрепления взаимопонимания между народами, следует отметить с одной стороны важность самого факта участия страны в том или ином культурном форуме, с другой стороны не маловажно быть отмеченны ...