Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима

Культура и искусство » Массовые зрелища Древней Греции и Древнего Рима

Страница 3

Позже появился и такой вид состязания как панкрарий – сочетание борьбы и кулачного боя. Удушение было разрешено, запрещены укусы и воздействие на глаза. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия.

Гонки на колесницах, дорогой и опасный вид спорта в реестр игр вошли не сразу. Сначала на 25-й Олимпиаде (680 г. до н.э.) были введены гонки квадриг. В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств, в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

Музыка была не только важным составляющим повседневной жизни греков. На 96-й Олимпиаде (396 г. до н.э.) в Олимпийские игры были введены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта и эстетического наслаждения. Известно, что во время проведения Игр художники выставляли картины на суд зрителей, а писатели читали вслух свои творения.

Как известно, женщинам запрещалось посещать Олимпийские игры. Однако либерально настроенные власти решили проводить специальные женские спортивные игры. Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо. Такие игры назывались гереи, проводились они в честь богини Геры. Самыми известным спортсменками были, конечно, спартанки, потому что физическое воспитание девочек в Спарте было не менее важным, чем воспитание мальчиков. Такие Игры был разрешено посещать мужчинам, которые могли выбрать себе на них невесту.

Награждение победителей. Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 г. до н.э., потом награждали также лавровыми венками и яблоками) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. В числе таких привилегий было также бесплатное посещение театра, в котором олимпионику – победителю Олимпиады, выделяли почетное место. Ему воздавались на родине и посмертные почести, даже приравнивали к сонму «малых богов». А согласно введенной в VI в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе, священной роще в Олимпии. Скульпторы всей Эллады соревновались за право изваять статую победителя, некоторые монументы устанавливались на главных площадях города. В честь победителей иногда чеканились памятные монеты.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, повар, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э. Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Он являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» – так император Каракалла в III веке н.э. сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Они были не просто увеселительными действами, но также вложением средств и элементом политики. Как известно, в обществе, которое требовало «хлеба и зрелищ», завоевать популярность народа можно было дав ему то, что он просит. Гладиаторы, которые сумели покорить искушенную публику, становились в современном понятии «звездами». Победа на арене многим гладиаторам гарантировала свободу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Сущность и значение культуры
Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования. В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об о ...

Фольклорная топонимика Петербурга
Опыт создания альтернативной топонимики уходит своими корнями в раннюю историю Петербурга. Первые строители новой столицы, встречаясь с непривычными для русского слуха «чухонскими» названиями, тут же переделывали их на свой лад. Финская д ...

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
Троице-Сергиева Лавра была основана святым преподобным Сергием Радонежским, который первым построил небольшую церковь во имя Троицы. Церковь была сооружена из дерева. Сергий стал жить в этом достаточно глухом месте. Случилось это, по мнен ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация