Эволюция массовых зрелищ

Культура и искусство » Массовые зрелища: традиции и современность » Эволюция массовых зрелищ

Страница 12

В этом же году в Киеве на Софийской площади были показаны массовые инсценировки «Коммунизм завоевывает мир» и «Освобождение труда» (автор сценария писатель Л. Никулин, художник оформитель А. Петрицкий), посвященные 1 мая, а также митинг-спектакль-концерт «Под красным знаменем». В Одессе на ступеньках Приморского бульвара была сыграна комедия Плавта «Близнецы». Театрализованные праздники, массовые зрелища, политкарнавалы первых годов советской власти дали толчок к развитию новой драматургии. Насыщенные революционным содержанием зрелища 1920-х годов сыграли позитивную роль в воспитании нового человека.

В ХХ веке к опыту массовых народных патриотических действ обратились выдающиеся деятели западноевропейского театра. Большим событием явился патриотический спектакль, поставленный Фирменом Жемье в Париже 11 ноября 1920 года. В спектакле-зрелище в символической форме были изображены важнейшие вехи в истории Франции.

Особое значение приобрело массовое агитационное искусство в Германии в 1920 году. Поисками сценического простора отмечена деятельность немецкого режиссера Эрвина Пискатора. В 1927 году он создает театр своего имени в Берлине (помещение «Лессинг-театра»). Его тесное сотрудничество с Бертольдом Брехтом, Эрнстом Толлером, Фридрихом Вульфом точно определяет антифашистское направление репертуара. Стремление Э. Пискатора охватить в спектакле широкий круг социально-исторических явлений диктует новые режиссерские приемы, средства художественной выразительности: фотомонтаж, кинохроника; развертывание действия одновременно на нескольких площадках; новые сценические конструкции - движущиеся дорожки, сегментная сцена. Э. Пискатор организовывал дискуссии в зрительном зале, включая их в ткань спектакля.

Актеры труппы Э. Пискатора были набраны из самодеятельности. У него не было постоянного помещения, и труппа играла в различных рабочих клубах. Ввиду постоянных разъездов декорации спектакля должны были быть простыми: в спектаклях использовались плакаты, наспех нарисованные карикатуры и написанные лозунги. Действие представления «День России» разворачивалось на фоне географической карты и монтировалось из мелких эпизодов, которые были неоднородны и по жанру. Этот принцип коллажа и беспредметности был, безусловно, позаимствован у дадаистов. О чем шла речь в этом представлении? По сути, спектакль показывал отношение к революции в России среди представителей различных общественных классов. Среди персонажей антагонистов были реакционер и пролетарий. Действие к тому же комментировалось при помощи специально введенного в спектакль персонажа, который давал оценки, а также при помощи сопоставления событий в других странах и в другие времена. И этот «Пролетарский театр» Э. Пискатора был закрыт через год по распоряжению берлинского полицай-президента.

Э. Пискатор ищет новые возможности для создания своего театра. Он знакомится с драматургом М. Рефишем, который руководил в 1923 году «Центральным театром». На сцене этого театра Э. Пискатор начинает ставить классические и современные пьесы, приспосабливая их к современности. Но и тут Э. Пискатор долго не задерживается, переходя в театр «Фольксбюне». Этот театр и по замыслу, и по названию («Народная сцена») должен был представлять искусство, по своему мировоззрению связанное с народом. Здесь появились три наиболее значительные его постановки: «Знамена» и «Бурный поток» Пака, «Буря над Готландом» Белька в период с 1924 по 1927 год. Пискатор начал использовать принципы документализма, именно им они были впервые введены в театральное представление. Вымышленные события на сцене монтировались одновременно с исторически подлинными. Сценическое действие чередовалось с показом кинофильмов и кинохроники. Некоторые кадры специально снимались для спектаклей. Это был политический документальный театр. В основе этого театра лежала в сущности даже не пьеса, как литературная основа, а режиссерский сценарий, монтаж документов, имеющий смысл только в момент представления. Все эти тексты, использованные Э. Пискатором, конечно же, не имели ни малейшей литературной ценности и были непригодны для чтения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Еще по теме:

Собирательство в эпоху средневековья
Средние века - это эпоха, охватывающая примерно тысячелетний период (V- XV вв.), когда в мире господствовал феодальный строй. Уже не рабовладелец и раб, а феодал и крепостной крестьянин представляли основные классы феодальной эпохи. И пер ...

Народные промыслы Дона
«Народные ремесла и промыслы Дона» - это подлинная материальная летопись истории народа. Культура Дона самобытна и многообразна. Дон – это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. ...

Харьковский Музей театральных кукол
Харьковский Музей театральных кукол старейший в Украине, а по богатству собранных и хранящихся в его архивах экспозиционных материалов на всей территории постсоветского пространства уступает разве что только Музею театральных кукол при Го ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация