Культ Деметры и весенние праздники плодородия

Культура и искусство » Массовые праздники Древней Греции » Культ Деметры и весенние праздники плодородия

Страница 2

Центральным моментом мистерий, высшей ступенью посвящения было созерцание символов. О нем мы фактически ничего не знаем, потому что его тщательнее всего скрывали. Но есть указания, что иерофант - служитель Деметры - выносил перед посвященными колос. Возможно, то был знак бессмертной богини и считалось, что человек, чьи духовные очи отверсты, узрит в колосе токи незримой силы. Дрожащее сияние, окружающее зерно, аура, которую может видеть лишь мист, есть свидетельство его связи с богиней.

Недаром мистерии назывались «зрелищами»; ведь они оставляли своих адептов, по существу, только зрителями, не давая полностью раскрыться религиозным переживаниям личности. Священная драма, при всей своей воспитательной силе, не могла заменить непосредственного причастия к Божественному. А ведь именно к этому стремится человек, ищущий спасения.

Почитание Деметры утвердилось не только в Элевсине, но постепенно распространилось и в других областях Греции. Вплоть до появления христианства элевсинские ритуалы привлекали очень многих. Поразительно, что они в каком-то смысле пережили все остальные греческие культы. Даже в XIX в. крестьяне Элевсина ставили в центре гумна изваяние Деметры, а когда его увезли в музей, жаловались на ухудшение урожая.

Кроме праздника в честь Деметры в Древней Греции существовал радостный праздник в честь бога вина и веселья Диониса. Происхождение этого праздника, как и мистерий Деметры, теряется в доисторическом прошлом. Корни его, несомненно, связаны с древнейшими обрядами плодородия. В историческое время имя Диониса связывали с виноградарством и виноделием. Он был объявлен также покровителем деревьев и стад. Но первоначально Дионис, вероятнее всего, был не кем иным, как старым критским божеством производящей силы. Все его поздние атрибуты: виноград, деревья, хлеб - вторичны. Главным же символом его был бык.

Для празднования сельских Дионисий обыкновенно сходились вместе родичи, мужчины и женщины, господа и рабы. Устраивались веселые процессии, в которых вели жертвенных козлов, носили священную утварь и печения, сосуды с вином для возлияний, виноградные ветви и гирлянды смокв, а также как непременную принадлежность процессии, пели песни в честь Диониса и пр. и таким образом приближались к храму или алтарю Диониса для жертвоприношений.

Затем составлялись веселые пирушки, при которых не было недостатка во всевозможных шутках и остротах. Были в ходу переодевания и импровизированные мимические представления, для которых можно было черпать богатый материал из мифов о Дионисе или из окружающей жизни.

В заключение на мой взгляд необходимо сказать следующее. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков.

Религиозный момент, входящий в понятие о празднике, был различен. То праздники связывались с календарными мотивами, то с переменой времен года, то с различными моментами полевых работ; сообразно с этим праздники связывались с различными божествами и мифами.

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление - необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Развитие филологии, литературы и историографии
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела але ...

Мемориальный музей i конной армии
Новооскольский район, п. Великомихайловка. Филиал Новооскольского краеведческого музея 3253 ед. хр., 1919-1999 гг. 3 ед. хр. научно-технической документации, 1920 г. 10 ед. хр. кинодокументов, 1969 г. 5920 ед. хр. фотодокументов, 1919 ...

Модерн в зарубежном и русском искусстве рубежа ХІХ-ХХ веков
В конце 19 века блестящая плеяда французских живописцев-импрессионистов совершила подлинный переворот в европейской живописи. Среди выдающихся художников – Ренуар, К. Моне, Э. Мане, Дега, Базиль, Писсарро, Сислей, Сезан и другие. В группе ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация