Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 4

Соответственно с этими удобствами городское население по сообщениям Губфинотдела в 1922 г платило на 36% налогов больше, чем сельское. Но крестьянское хозяйство «было малодоходным».25 Хотя доход в 1922г. вырос до 58р. (без учета промыслов, которые играли, как мы видели, большую роль в хозяйстве крестьянина). Расходы - 59р, что «позволяло крестьянам накапливать в эпоху нэпа излишки» .26

Колхозным работникам Порословского с/с в 1931г выделялись участки по 7-10 соток под картофель, они могли держать птицу ( не обобществлялась). Но все же колхозники были почти бесправны: на отход их распределяли без желания по распоряжению местных властей, они не могли уйти из колхоза, работали за трудодни, причем со строгими нормами выработки. Основным источником существования было подсобное хозяйство. Но в условиях курса на построение «светлого будущего», предполагавшего отмену торговли, существовало и централизованное снабжение. Хотя в первые годы советской власти отмечались грубые просчеты и нарушения, особенно в 20-е гг (детдома вместо мяса снабжались сушеной воблой – «карими глазками» ит.п.).27 Для 30-х характерно уже номенклатурное снабжение( например, печенье выдавалось со склада только пайщикам, подписавшимся на облигации государственного займа ).27

В 1932 году, несмотря на неурожай, снижение централизованного снабжения (вдвое по мясу, маслу, яйцам, муке, крупе), планы по заготовкам были выполнены более 80% по хлебу, льну, картофелю, молоку, кожам, пушнине.28 Но в то же время возросло вдвое потребление ржаной и пшеничной муки: люди ели меньше белковой пищи. Молоко, судя по сообщениям о трудностях с поставками, оставалось основным источником белка в деревне.

Отношения с властями, на первых порах советской власти складывались далеко неоднозначно. Кулаки часто саботировали хлебозаготовки, агитировали против вступления в колхозы. Власти Устюжны в русле центральной политики поддерживали бедноту (действовал Комитет крестьянской взаимопомощи, предоставлявший землю на льготных условиях или бесплатно нуждающимся, ссужал семена и с/х инвентарь, деньги на первичное обустройство).

Кулаков же, то есть владельцев крупных (обычно свыше 100 десятин) участков, с/х машин, владельцев лавок или использующих наемный труд, власти считали "нетрудовым элементом" и прибегали к репрессиям. В частности, их лишали избирательных прав, что влекло непринятие в колхоз, повышенные ставки налогов и др. меры. А то и просто выселяли в спецпоселения как единоличников на неудобные земли. Кулакам же приписывали все просчеты самих властей: например, в 1923 году планы хлебозаготовок были выполнены только на 1/3, что власти приписали саботажу кулаков. Власти выполняли постановление В.М.Молотова 1930г. по "ликвидации кулачества как класса": у единоличников земля урезалась до 0,13-0,15 га земли на едока, при норме жизни в 2-3га. При такой политике они не справлялись и с госповинностями (по лесозаготовкам, в частности).29

В 1934 году числилось 555 лишенцев в районе при 6328 хозяйствах единоличников. «В кулацких, антисоветских, преступных элементах значилось 274 хозяйства (1931 г – 151 хозяйство, 1934 г – всего 5). Их имущество передавали под школы, больницы, культурно-просветительные учреждения, здания советских органов, или просто в фонды колхозов или с/советов. Их разделяли на 3 категории: «освобожденная» - 703 хозяйства, «платящая твердый налог» - 768 и платящие «прогрессивный налог» (самый тяжелый) – 4059 хозяйств его платили на 1 июля 1934 г.30 Средняя сумма сельхозналога на кулака составляла 507 руб (а «с учетом самообложения, кульсбора, единовременного налога» - доходила до 2500 руб). «Взыскание этих сумм практически означало окончательное экономическое подавление обложенного кулацкого хозяйства».31

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь
Новодевичий был одним из самых привилегированных и богатых монастырей России. В него поступали женщины из царской семьи и знатных боярских родов: царевны, которых на Руси было не принято выдавать замуж, чтобы не плодили «лишних» претенден ...

Способы создания монотипии
«Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия». Берете выбранную твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверх ...

Премия принца Астурийского
Эти премии называют Иберийскими Нобелевскими. Они вручаются по 8 номинациям: "За гуманизм и развитие взаимопонимания между народами", лауреатами стали национальные организации, распространяющие в мире язык и культуру родины, &q ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация