Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Культура и искусство » Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах

Страница 5

Конечно, многие "лишенцы" ходатайствовали о возврате их прав. Некоторые прошения удовлетворялись, если семья начинала жить на трудовые доходы. Например, в годы ликбеза семья создателя районной типографии Самойлова добилась прав, когда его дочь стала учительницей. Если жена бывшего священника подрабатывала домохозяйкой или портнихой, торговала на рынке по лицензии, семья могла стать "трудовой". Но много встречалось и отказов (например, как бывшему "судовладельцу и промышленнику").32

В уезде в 20-х гг ситуация с правонарушениями была напряженной. Данные 1923-1924 годов показывают, что среди несовершеннолетних большинство совершали кражи (18 из 43 случаев), но были и такие, как "покушение на изнасилование". Взрослые правонарушители лидировали по "приготовлению, сбыту, хранению спиртных напитков( 397 дел из 1634 за 3 мес.)", кражам (233), "нарушению охраны безопасности и публичного порядка(135)", "уклонение от госповинностей и налогов(103)".33 В Устюженском Исправдоме содержалось 679 чел, главным образом за хозяйственные преступления (в основном самогонение), против личности и жизни (пьяные драки, убийства), имущественные( конокрадство) - эти виды увеличивались в кол-ве. 98%преступлений совершали крестьяне, 2% - служащие и рабочие.

В сводке ЗАГСа за 1924г - число родившихся значительно превышало число умерших, что характерно в целом по стране. Число браков тоже значительно превышало число разводов(1242 против 43). Было налажено социальное обеспечение: платились пенсии по инвалидности, имелся дом престарелых. 34

Новые ценности социализма формировались с помощью средств массовой информации, но по причине того, что радио имели очень немногие, главным средством оставались газеты. Они утверждали, выступали с критикой властей и плохих работников. В местной типографии выходили "Известия рабочих и красноармейских депутатов"(1918-1919), "Знамя юности"(1919-1921), "Устюжанин"(1919-1923), "Вперед" (с 1930г) с приложением "Штурм леса" по с/советам. Кроме того в пос. имени Желябово выходила своя газета "Желябовец", журнал укомиссариата по пропаганде "Зарево", в сельсоветах - стенгазеты ("Красный трудовик", повторявшие темы районки). Тираж главной районки "Вперед" был в 1934г 5600 экземпляров.

Нужно отметить ту особенность, которая стала знаменательной чертой эпохи: в статьях прямо указывались фамилии нерадивых работников. В следующих же номерах обязательно присутствовали отчеты по ликвидации упущений и наказании виновных. Общественное мнение здесь, на мой взгляд, выступало мощным орудием в руках властей. Осуждалось взяточничество, бюрократизм (статья «Устюжанина» о «взяточнике из лесничества» Хрипелевской волости, статья «Долой бумажку» - в ней ВЦИК критикует работников управленческого аппарата35).

Интересно в этом отношении открытое письмо к матери красноармейца Антонова в газете "Устюжанин". В нем он на стремление вернуть потерянный по праву владения покос, публично стыдит мать, "власть, - говорит он, - сумеет дать отпор собственническим поползновениям", она "укажет вам ваше настоящее место".36 Власти использовали любой пример для пропаганды идеи социальной ответственности .

С приходом советской власти остро встал вопрос о ликвидации безграмотности в уезде и районе. Пресса и документы постоянно отчитываются о мерах по ликбезу: в 1920г ставятся на учет все безграмотное население в возрасте 8-50 лет,37 в 1923г открыты 2 ликпункта, где занимаются 148 человек в возрасте 13-35 лет,в 1924г намечено открыть от 46 до 90 ликпунктов для 1680 человек, с выделением канцтоваров и книг,38в 1926г в уезде уже 80,4% грамотных (в т.ч. в городе - 94%, на селе - 78,5%. Грамотность женщин немного ниже - 68,8%).39 В 1931г выявлено 1792 неграмотных и намечено ликвидировать ее у 1425 человек. 40 В 1934 г развернуто 204 ликпункта для 1679 человек. 41

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Позднеримский период творчества
Черты искусства позднего Возрождения, обозначившиеся в капелле Медичи, усилились в последующих работах Микеланджело. Этот наиболее сложный и противоречивый период творчества начинается с 1534г. и охватывает три последних десятилетия его ж ...

Литературный музей
Красноярский краеведческий музей ознаменовал рубеж тысячелетия созданием литературного музея. Официальное открытие состоялось 18 января 2000года. Музей располагается в уникальном памятнике архитектуры – в деревянном особняке в стиле моде ...

Татуировка и ее символы
Традиция татуировки, или нанесения на тело человека узоров и рисунков путем наколов на коже и введения в них краски, уходит корнями в глубь тысячелетий. Задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация