Обычаи и обряды

Культура и искусство » Материальная культура кыргызов » Обычаи и обряды

Страница 3

В течение веков у киргизских мастеров вырабатывались свои трудовые навыки, соответствовавшие особенностям кочевого быта и отвечавшие его потребностям. В народе всегда были искусные умельцы самых разнообразных профессий. Так, для собственных нужд киргизы производили хозяйственное мыло и сальные свечи. Для варки мыла выбирали специальный сорт травы - лебеду (алабата). Был хорошо известен также способ получения красок из корней растений и различных глин. Ими красили остовы юрт, шерсть, войлоки, кожаную одежду и т.д. Для изготовления пороха киргизские охотники использовали серу (кукурт), солончак (шор) и уголь из арчи.

Знали киргизы и технику обработки разных камней. Так, например, из гранита делались жернова для мельниц, ручные зернотерки и каменные катки для обмолота зерна, из серого точильного камня - оселки, из гладкого плотного камня - грузила для веретен. Сердолик (акакташ) использовался для различных украшений.

У киргизов были свои меры длины, ширины, а также веса сыпучих, жидких и твердых тел. Но многое воспринимали они у соседних народов, а с вхождением в состав России - и у русских.

В результате тяжелых экономических и бытовых условий жизни, в которых пребывала основная масса киргизского народа, были выработаны и определенные методы и способы народного врачевания, базировавшиеся на эмпирических знаниях и длительной практике. Уважением пользовались лекари-костоправы, занимавшиеся устранением вывихов, лечением переломов и других травматических повреждений. Один из исследователей народной медицины у киргизов Г.А. Колосов писал: " . Мы видели, что некоторые методы их лечения, например, . чахотки - кумысом, перетягивание конечности выше укушенного места при укусах змей вполне сообразны и согласуются с требованиями научной медицины. Применение опия в качестве болеутоляющего средства также, несомненно, часто приносит пользу"50.

Неотъемлемую часть культурного наследия киргизского народа, как и каждого другого, составляли традиции и тесно связанные с ними обычаи п обряды. Возникая на разных этапах исторического развития, они отражали мировосприятие различных классов и социальных групп, причем многие из них восходили своими корнями еще к эпохе первобытнообщинного строя. Не все эти традиции, обычаи и обряды выдерживали испытание временем, не все воплощали в себе прогрессивные тенденции в системе общественных отношений, особенно в тех случаях, когда своим появлением они были обязаны правящей верхушке н соответствовали ее интересам. И наоборот, те тенденции и обычаи, которые отвечали запросам, чаяниям и надеждам трудящихся и складывались в их среде, входили в сокровищницу культурного Достояния народа и, видоизменяясь, сохранялись в течение столетий.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Концептуализация понятия «модернизм» в персональных теориях
Хосе Ортега– и– Гассет (1883– 1955) – испанский философ, публицист, издатель. С 1910 по 1936 руководил кафедрой метафизики Мадридского университета, оказав заметное влияние на формирование испанской философской мысли 20 в. Принимал активн ...

Цивилизация запада в XX веке
Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизац ...

Массовая культура ХХ века - основные течения
Специфической чертой ХХ века было распространение, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации, массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ веке и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган, фолькло ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация