Обычаи и обряды

Культура и искусство » Материальная культура кыргызов » Обычаи и обряды

Страница 3

В течение веков у киргизских мастеров вырабатывались свои трудовые навыки, соответствовавшие особенностям кочевого быта и отвечавшие его потребностям. В народе всегда были искусные умельцы самых разнообразных профессий. Так, для собственных нужд киргизы производили хозяйственное мыло и сальные свечи. Для варки мыла выбирали специальный сорт травы - лебеду (алабата). Был хорошо известен также способ получения красок из корней растений и различных глин. Ими красили остовы юрт, шерсть, войлоки, кожаную одежду и т.д. Для изготовления пороха киргизские охотники использовали серу (кукурт), солончак (шор) и уголь из арчи.

Знали киргизы и технику обработки разных камней. Так, например, из гранита делались жернова для мельниц, ручные зернотерки и каменные катки для обмолота зерна, из серого точильного камня - оселки, из гладкого плотного камня - грузила для веретен. Сердолик (акакташ) использовался для различных украшений.

У киргизов были свои меры длины, ширины, а также веса сыпучих, жидких и твердых тел. Но многое воспринимали они у соседних народов, а с вхождением в состав России - и у русских.

В результате тяжелых экономических и бытовых условий жизни, в которых пребывала основная масса киргизского народа, были выработаны и определенные методы и способы народного врачевания, базировавшиеся на эмпирических знаниях и длительной практике. Уважением пользовались лекари-костоправы, занимавшиеся устранением вывихов, лечением переломов и других травматических повреждений. Один из исследователей народной медицины у киргизов Г.А. Колосов писал: " . Мы видели, что некоторые методы их лечения, например, . чахотки - кумысом, перетягивание конечности выше укушенного места при укусах змей вполне сообразны и согласуются с требованиями научной медицины. Применение опия в качестве болеутоляющего средства также, несомненно, часто приносит пользу"50.

Неотъемлемую часть культурного наследия киргизского народа, как и каждого другого, составляли традиции и тесно связанные с ними обычаи п обряды. Возникая на разных этапах исторического развития, они отражали мировосприятие различных классов и социальных групп, причем многие из них восходили своими корнями еще к эпохе первобытнообщинного строя. Не все эти традиции, обычаи и обряды выдерживали испытание временем, не все воплощали в себе прогрессивные тенденции в системе общественных отношений, особенно в тех случаях, когда своим появлением они были обязаны правящей верхушке н соответствовали ее интересам. И наоборот, те тенденции и обычаи, которые отвечали запросам, чаяниям и надеждам трудящихся и складывались в их среде, входили в сокровищницу культурного Достояния народа и, видоизменяясь, сохранялись в течение столетий.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Ле Корбюзье как теоретик
Ле Корбюзье был не только практиком, но и величайшим теоретиком современного зодчества, ярким пропагандистом его принципов, организатором и вдохновителем Международного конгресса современных художников. Труды Ле Корбюзье во всех областях ...

Раннее государство на Востоке
Первые государства на Востоке имели небольшие размеры и возникали в виде объединений вокруг храмов. В такое государство входили одна или несколько общин, занимавших пригодный для обработки кусок земли. Позже такие сообщества стали называт ...

Общественное значение музейных объектов нематериального наследия
Нематериальные объекты музейного значения двойственны по своей природе. Они обладают всеми признаками и качествами обычных объектов музейного значения, за исключением одного. Они невещественны (вообще-то это более правильно, чем «нематери ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация