Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века

Культура и искусство » Культура Югославии периода предраспада » Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века

Страница 1

Как мы знаем в Югославии, после второй мировой войны, организовался своеобразный экономической строй, как принято называть социализм, социализм с правом деятельности мелким и средним предпринимателям-производственникам, с принципом деятельности рабочего самоуправления на индустриальных предприятиях.

Это значит, что крупные промышленные предприятия и культура подпадала под общественный контроль, а производство мелких товаров и услуг под управление тех людей, которые хотели этим заниматься. И это показало свою эффективность, те люди, которые по своей природе были энергичными, самостоятельными и предприимчивыми находили способы куда деть свой потенциал. Такая же политика в экономике происходила и в сельском хозяйстве, больше половины крестьян, а конкретно около 85% были частниками. Крупные индустриальные предприятия (а до развала именно они приносили основной доход) работали под контролем общества, и следственно приносимый доход от этих предприятий распределялся по нуждам общества (образование, оборона, просвещение, медицина, искусство и т.п.) а не оседал в карманах через чур предприимчивых.

Югославская экономика была открытой, не ориентированная только на социалистический лагерь, наоборот показатель товарооборотов, с капиталистическими странами был больше.

Управление над культурой, здесь мы видим, что контроль проходил по такой линии: не было возможности для низких проявлений культуры, эффективная поддержка искусству, как правило, искусство не представлялась самому себе, большой спрос на различные виды искусства среди граждан. Концепции культурной политики проводимые в Югославии, включали в себя концепции децентрализации (внимание и помощь не только одному центру) и анимации культуры (выпуск специалистов по организации культурной и художественной деятельности). Примером концепции децентрализации культуры являлась поддержка народного творчества, выраженная в помощи организации выставок, звукозаписи, концертов, гастролей; проявления народного творчества в живописи это стили наивизм и примитивизм, в музыке эстрадно-народное направление. Отдельные произведения этих направлений очень колоритно, отображают дух югославской культуры, и находят продолжения в произведениях югославского искусства и сегодня. Выделим те направления виды культурной деятельности, которым государство уделяло наибольшее внимания, т.е. способствовало поднятию этих видов до мирового уровня: университетское образование в области искусства, музейной работы, организации выставок, кинематограф, театр. Были и свои успехи, на этом уровне, выраженные в официальном признании, т.е. премий: нобелевская премия писателю Иво Андричу, премии на международных кинофестивалях, большой спрос на приобретение картин на международных выставках, югославских художников-примитивистов, музыка югославских композиторов и исполнителей, проигрывалась на радиостанциях других стран и была узнаваема среди слушателей.

Культура Югославии, была чем-то близка к здравому общественному устройству, принцип которого – содействие в выработке полезного для культуры и сознания всего общества, а не полезному и вредному эффективная преграда. Одной, из полезных преград являлась выработка атмосферы дружбы народов, происходил диалог культур, яркие деятели разных союзных республик были повсеместно принимаемые в других республиках независимо, из какой местности или республики они были. Следующие, это стирание религиозно-идеалогических предрассудков, не было гонений на церкви, но религиозной пропаганды, при которой увеличивается не доверия между людьми состоящих в разных конфессиях, не наблюдалась. Почему только близка, потому что оставалось такие проявления, как тенденциозно-превозносимый культ личности, от которого веяло наносной любовью, происходила дезориентация некоторых людей на этот культ, если человек гений, и если этого человека долго и рьяно превозносят это не будет правильно, потому что даже эта самая деятельность гения за которую общество признало его гением была направлена и сонаправлена деятельностью других людей, любая деятельность любого человека направлена и связана с деятельностью другого человека. Но если мы будем говорить, что кризис общества, кризис экономики в Югославии произошел именно из-за этого, то это будет не совсем верным, тем более происходили подходы к здравому взгляду на этот культ и идеологию. Существенную роль в появлении кризисов сыграли сторонние силы (увы, но эта историческая случайность пока что преследует южнославянские народы).

Теперь рассмотрим второй период предраспада, начавшиеся после отделения республик, Хорватия и Словения, и общей дезинтеграций республик Югославии, кончившиеся полным разъединением бывших союзных республик. Вот что пишет сербский культуролог М. Дражичевич-Сесич, по этому поводу, в своей статье «Культурная политика, институциональная система и направления в развитии искусства сегодняшней Сербии»:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Раннее творчество и интриги
Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповск ...

Театр передвижных картинок
Раек переносная, потешная панорама играл роль своеобразной устной газеты. Он вобрал в себя разные зрелищные формы праздничной площади - панораму, выступления зазывал и кукольников, устную рекламу, балаганное представление, оказал воздейст ...

Миф в истории культуры
Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация