Возникновение книгопечатания

Культура и искусство » Место науки и религии в развитии общества » Возникновение книгопечатания

Страница 1

По словам Ключевского, типография и книжная лавка – это еще не само просвещение, но его действенные и могущественные орудия. И в самом деле – книгоиздательство в огромной мере способствует распространению грамотности и культуры. Поэтому справедливо мнение тех, кто смотрит на издателей как на просветителей народа и считает их благое дело достойным самой высокой оценки. Среди русских «мастеров книг» особой известностью пользуются трое: первопечатник Иван Федоров, знаменитый книгоиздатель 18 в. Николай Новиков и один из крупнейших отечественных книгоиздателей рубежа 19 и 20 вв. Иван Сытин. С каждым из них связана целая эпоха в истории просвещения.

Иван Федоров

Сведения о раннем периоде жизни русского первопечатника Ивана Федорова очень скудны. Родился он, по всей вероятности, в начале 20-х гг. 16 в. в Москве и происходил из среды посадских людей – ремесленников. Еще в детстве Федоров обучился грамоте, а впоследствии стал очень образованным человеком. В молодости он числился диаконом кремлевской Гостунской церкви. Впоследствии, овдовев, он должен был для сохранения сана постричься в монахи, но вместо того женился вторично, поэтому церковный сан с него был снят.

Известно, что начало книгопечатанию на Руси было положено в царствование Ивана Грозного, который в первые годы своего правления очень заботился о заведении в Москве типографии и для этого решил вызвать знающих мастеров-печатников из Германии и Дании. Когда это не удалось, он начал «изыскивати мастеров печатных книг» в собственном государстве.

Имя Ивана Федорова впервые упомянуто под 1564 г., когда он выпустил свой «Апостол». Но едва ли это была его первая печатная книга, поскольку качество этого издания стоит на очень высоком уровне. Из послесловия Ивана Федорова к «Апостолу» известно, что типография в Москве была создана по приказу Ивана Грозного, с одобрения митрополита Макария. В день открытия типографии 19 апреля 1563 г. царь лично посетил ее. В тот же день Федоров и его помощник Петр Мстиславец приступили к набору. Первый тираж «Апостола» был закончен в марте следующего года. Рукописный текст предварительно был выверен и отредактирован. Устаревшие старославянские слова были заменены более понятными, что приблизило язык федоровского «Апостола» к живому московскому языку 16 в. За основу печатного шрифта был взят крупный полуустав с небольшим наклоном влево, который широко применялся тогда в рукописных книгах. Он отличается четкостью, простотой и изящным начертанием букв, но в тоже время был стилизован под рукописный. Изготовление литер и печатание происходило с большой тщательностью. Строго выдержано одинаковое расстояние между буквами. Начальные буквы всех глав выполнены в виде больших красочных инициалов. Оглавление книги напечатано нарядной вязью. Книга была богато украшена. «Апостол» по своему совершенству нисколько не уступал лучшим зарубежным образцам печатной продукции.

Вслед за «Апостолом» Федоров взялся печатать «Часовник», представлявший собой в то время не только богослужебную книгу, но и учебник, по которому учились читать. Книга была закончена в сентябре 1565 г., а в конце октября было выпущено второе ее издание.

Но в следующем году положение Федорова ухудшилось. Умер Макарий, а последующие митрополиты не оказывали никакой поддержки. Сам Грозный, увлеченный опричниной, тоже перестал интересоваться делом, которому положил начало. В 1566 г. Федоров вместе со своим помощник отправился в Литву, где нашел приют у покровительствующего гетмана Григория Ходкевича. В июле 1568 г. в имении Ходкевича Заблудове Федоров и Мстиславец приступили к печатанию «Евангелие»; оно было закончено в марте следующего года. После этого Федоров печатает вторую книгу – «Псалтырь» с «Часословцем» (закончена в марте 1570 г.).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Соотношение изобразительных и выразительных начал в танцевальном образе
Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того, что отмеченные начала в искусстве вс ...

Монастыри Переславля-Залесского
Успенский Горицкий Когда был основан Успенский монастырь – неизвестно. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. Однако довольно скоро ...

Обычаи и обряды
Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны. В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая история народа, его надежды, чаяния, радости и горести. Музыка сопутствовала всей Жизни киргиза - со дня его рож ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация