Становление Микеланджело как художника

Микеланджело Буонарроти » Становление Микеланджело как художника

Страница 1

Микеланджело родился в местечке Капрезе, недалеко от Флоренции, в семье происходившего из древнего, но обедневшего рода Лодовико Буонарроти Симонии, который в то время был градоправителем (подеста) Капрезе и Кьюзи. У Микеланджело было четыре брата – старший и трое младших. Когда ему было шесть лет, умерла мать. По истечении срока службы в Капрезе отец с семьей вернулся во Флоренцию. Вскоре после приезда Микеланджело поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Однако неодолимая склонность к искусству приводит его в мастерскую одного из самых известных живописцев Флоренции – Доменико Гирландайо, автора многих монументальных росписей и станковых произведений.

Чтобы начать свой путь в искусстве, юному Микеланджело пришлось с трудом преодолеть сопротивление отца, который не видел разницы между скульптором и каменотесом и поэтому считал занятия сына «недостойными древнего рода Буонарроти».

В мастерской Гирландайо Микеланджело пробыл не многим более года. Уже в 1489 г. он перешел в художественную школу, основанную правителем Флоренции Лоренцо Медичи. Школа эта располагалась в так называемых садах Медичи при монастыре Сан Марко. Преимуществом этой школы было то, что ученики ее, свободные от цеховой обстановки и необходимости помогать учителю в исполнении заказов, получали возможность, осваивая мастерство, развивать свою индивидуальность. Кроме того, школа эта была создана на базе прекрасной коллекции античных и современных произведений искусства, собранных семейством Медичи.

Здесь Микеланджело нашел второго своего учителя – скульптора Бертольдо ди Джованни, учившегося в свое время у великого итальянского скульптора XV в. Донателло. Таким образом, получив основательную подготовку в области рисунка и живописи от первого учителя, Микеланджело наследует мастерство скульптора – от второго. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности.

Рано проявившаяся огромная одаренность скульптора открывает Микеланджело доступ ко двору Лоренцо Медичи, одному из самых блестящих и крупных центров итальянской культуры эпохи Возрождения. Правитель Флоренции сумел привлечь к себе таких известных философов, поэтов, художников, как Пико дела Мирандола, глава школы неоплатоников Марсилио Фичино, поэт Анджело Полициано, художник Сандро Боттичелли.

Приобщившись к высокой утонченной культуре двора Лоренцо Медичи, личным покровительством которого он пользовался, проникнувшись идеями передовых мыслителей того времени, усвоив античную традицию и высокое мастерство непосредственных своих предшественников, Микеланджело приступил к самостоятельному творчеству.

Ранние из дошедших до наших дней произведений Микеланджело – мраморные рельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы», исполненные в 1490-1492 гг. к концу пребывания в художественной школе. Уже в этих юношеских произведениях Микеланджело можно почувствовать своеобразие и силу его дарования. Исполненные 15-17 – летним художником, они не только представляются совершенно зрелыми, но и по-настоящему новаторскими для своего времени.

«Мадонна у лестницы» выполнена в технике низкого рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (пути), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Главное место в рельефе принадлежит мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно – певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках – все это идет от самого Микеланджело. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем – огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.

Иной характер у рельефа – «Битва кентавров». Он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. Люди и кентавры сплетаются в смертельной схватке. Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности. Среди клубка сражающихся выделяются отдельные, идеально прекрасные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомического строения человека. Некоторая незавершенность отдельных частей рельефа усиливает по контрасту выразительность фрагментов, законченных со всей тщательностью и тонкостью. Проявившиеся черты монументальности в этом сравнительно небольшом по размеру произведении предвосхищают дальнейшие завоевания Микеланджело в этой области.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Техника как феномен культуры
Одним из сложнейших теоретических вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники в культуре, ее достижениях и проблемах. Последние сто лет технику либо осуждали, либо презирали, либо смотрели на нее с ужасом, либо благо ...

Аксессуары
Аксессуары - строго отобранные - несут главную смысловую нагрузку, играя акцентную роль, и служат полному завершению интерьера. Наличие ковра на одноуровневом, ничем не обыгранном полу необязательно, но если таковой присутствует, то он бе ...

Анализ мотиваций до-музейного собирательства
Приступая к анализу мотиваций до-музейного собирательства, мы не можем обойти вниманием проблему определения мотива и мотивации в научных публикациях. Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях личности стал обсуждаться в ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация