Мистика как феномен

Культура и искусство » Мистическая духовная традиция » Мистика как феномен

Страница 1

Современный человек, зачарованный успехами науки, с подозрением относится к интуитивным формам постижения реальности. Между тем древние в определенном смысле знали гораздо больше, чем мы. В этом одно из поразительных открытий современной науки. Физики, создающие картину мироздания, обнаруживают контуры своих космогоний в индийской и буддийской тантре. Химики высказывают предположение, что их наука – ответвление утраченной алхимической символики. Биологи констатируют известную исстари способность мельчайшей клетки воспроизводить целостность живого существа. Реаниматоры читают как некое пособие тибетскую "Книгу мертвых", написанную двенадцать веков назад. Психологи, разъясняющие природу фантомов сознания, обращаются к шаманизму. Культурологи озадачены потрясающими провозвестиями, заключенными в текстах далекой старины. Астрологи предвещают события.

Мистик полагает, что приобщиться к тайне Вселенной можно не только путем размышления, эксперимент, анализа, но и посредством интуиции.

Между наукой и мистикой существуют многомерные связи. Именно в мистике родилась идея всеохватности, универсальности, целостности мира.

Самая сильная сторона большей части оккультных учений – это представление о космичности человека. Только мистики хорошо понимали, что все производящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космосе.

Мистические учения дают развернутую картину мира. Они описывают Вселенную, ее различные ярусы, раскрывают тайны психики, предлагают способы исцеления, толкуют о строении духа.

Возникает вопрос: откуда взялось это "тайное знание"? Является ли оно плодом ума, фантазии и вымысла или отражает некую реальность?

Н.А.Бердяев считал, что великий русский философ В.С.Соловьев был мистически одаренным. И в самом деле, в творчестве этот мудреца мы находим множество поразительных мистических прозрений. В.С.Соловьев, в частности был убежден в том, что первый древнейший период человеческой истории воплощал в себе слитность, необособленность всех сфер общечеловеческой жизни. Неразъемлемыми были теология, философия и наука, мистика, изящное и техническое художество. Жрецы, философы, ученые находились в то время в непосредственном мистическом общении с высшими силами бытия.

Действительно, невозможно отделить древнейшую живопись от ваяния и даже зодчества. Трудно проследить различие между теологией, философией и наукой. Мистика, изящное и техническое художество рождаются единым мистическим порывом, представляют собой единое религиозное целое. Мистики в его истолковании – творческое отношение к этому запредельному миру. Вот почему он определяет мистику как "Верховное начало жизни общечеловеческого организма" и объявляет, что в мистике жизнь находится в непосредственной, теснейшей связи с действительностью абсолютного первоначала, с жизнью божественной.

Мистика – это древнейший тип сознания, никогда не угасала совсем, вопреки авторитетным прогнозам. В истории европейского человечества отчетливо видны так называемые волны мистики. Есть эпохи, словно безразличные к тайноведению, а есть буквально зачарованные им.

Представители средневековья в Возрождения унаследовали античную идею о созвучности звездного и подлунного миров. Ученый был одновременно и магом, ибо постигал таинственное. Магия же сводилась к поиску божественных истин в сотворенной природе. Мистическая духовная традиция проникла не только в науку, но и в искусство.

Итак, мистика – это Гносиз, своеобразная форма постижения мира. Мистический опыт подрывает авторитет немистического или рационалистического сознания, основанного только на рассудке и чувствах. Он показывает, что последнее представляет собой только один из видов сознания. Мистический же опыт предельно многолик и разнообразен.

Мистический опыт, несомненно, архетипичен. Однако вряд ли есть основание говорить об универсальных общих характеристиках мистицизма для всех культур, религий и цивилизаций мира. Разумеется, многие современные исследователи пытаются представить сущностное единство мистического опыта, описанного в различных культурных и религиозных традициях. Актуальным остается вопрос: является ли мистический опыт чисто субъективным феноменом или он обладает статусом своеобразной объективной действительности и представляет собой метафизическую реальность?

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Общее сведения о Японии
Территория Японии состоит из множества островов. Их насчитывается около 7 000 и большинство из них не отличаются крупными размерами. Только четыре главных острова могут быть причислены к относительно большим: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикок ...

Ткани
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, к ...

Троицкий Данилов
Троицкий Данилов монастырь один из древнейших монастырей, расположенных в древнем городе Переславле-Залесском. Несмотря на то, что он был основан в далёком XVI столетии, некоторые его строения сохранились до наших дней. Его можно увидеть ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация