Культурная жизнь Османской империи

Культура и искусство » Культурная жизнь Османской империи

Страница 4

Османское имперское искусство остается прежде всего искусством ислама. Это так, потому что османское государство является мусульманским, и его творения подчинены, по крайней мере, в главном, религиозной необходимости и идеологии ислама; потому что, несмотря на свой творческий дух и различные влияния извне, оно имеет свои корни в мусульманском мире; наконец, потому, что оно представляет наряду с другими искусствами ислама определенный ряд общих черт, не обязательно вытекающих из религии.

Как и большинство исламских искусств, османское искусство является имперским, и очень централизованным: в столице, в Стамбуле, воздвигаются самые величественные и значительные памятники, и именно там занимаются поисками архитектурных решений; провинции, с большей или меньшей долей верности и часто не без утверждения своих собственных тенденций, испытывают постоянное влияние Стамбула, как до этого они испытывали его из Бурсы и Эдирне, бывших столиц.

Как и в любой исламской цивилизации, османская цивилизация отдает приоритет архитектуре и искусству книги. Первая предоставляет очевидное преимущество мечети, единственному монументу, который действительно задумывается надолго, поскольку, несмотря на трансцендентность Всевышнего, мечеть в какой-то степени — Его обиталище, она подтверждает Его превосходство, подчеркивая в то же время величие ислама и величие монарха, призванного направлять его. Османская мечеть имеет особенность быть составной частью религиозного комплекса (кюлийе), включающего в себя медресе, богадельни, хамамы, мавзолеи и т.д. Что касается искусств книжного дела, в частности каллиграфии, то они занимали привилегированное положение. Кстати, турки любят повторять поговорку: «Коран появился в Мекке, прочитан в Египте, а переписан в. Стамбуле».

Османская архитектура имеет исключительно городской характер. Малых городов она касается значительно меньше, чем центральных, а поселки и деревни вообще не имеют архитектурного облика. Конечно, существует своего рода сельская архитектура: это различные сооружения — караван-сараи, мосты, площади, мавзолеи, надгробия. Но художественная мысль, творчество зарождаются именно в крупных городах, главным образом в Стамбуле, где в мастерских султана собираются лучшие люди искусства (эхль-и хиреф) со всей империи, и если еще есть умельцы среди селян и кочевников, как, например, изготовители ковров, то все равно они зависят от города с точки зрения реализации своей продукции.

Что касается османского декоративного искусства, то оно следовало укоренившимся исламским традициям: оно остерегается изображения человека, запрещенного, по крайней мере, в архитектуре. Но это не мешало производить замечательные миниатюры и изделия из керамики, и художники имели возможность творить, создавая абстрактные рисунки геометрической формы, и даже разработали целую программу по широкому и систематизированному использованию декоративных надписей.

В данной главе будет сделан обзор основных видов искусства, включая музыку и танцы, с особым вниманием к виду искусства, которое символизирует могущество Османской империи, — архитектуре. Здесь также помещена хронология сооружения основных османских памятников архитектуры, построенных вне столицы.

Несмотря на самое разное влияние со стороны византийской, персидской, сирийской и еще многих других культур и на их гармоничную ассимиляцию, согласно последним исследованиям, османское искусство берет истоки в искусстве Сельджукидов Малой Азии. Именно отсюда пристрастие к красивому, хорошо обработанному камню, к облицовочной керамике, к мраморной отделке, к изготовлению арок, сводов и портиков из ячеистого материала, который обычно называют сталактитами или пчелиными сотами (мукарпас).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Традиции и новаторство в скульптуре малых форм
Интернациональное и национальное в керамике. Глина и изделия из керамики появились на заре цивилизации одновременно в различных культурах человека, сопровождая его на всём пути исторического развития. Глина, являясь интернациональным мат ...

Зрелищная культура как составная часть развития общества
Обратимся к истолкованию основного объекта нашего изучения – именно зрелища. В области искусства термин «зрелище» иногда употребляют в качестве синонима слова «представление» – театральное, концертное и другие. Чаще это слово употребляет ...

Формирование культурной политики России в 21 веке
Культурную политику можно определить как комплекс мер, предпринимаемых различными социальными институтами, и направленных на формирование субъекта творческой деятельности, определение условий, границ и приоритетов в сфере творчества, орга ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация