«Венера Таврическая»

Культура и искусство » Мифы в скульптурах Летнего сада » «Венера Таврическая»

В начале 1719 г. Кологривов купил незадолго до того найденную в окрестностях Рима античную статую, которая ныне хранится в Эрмитаже и известна под названием «Венера Таврическая».

Афродита (Венера) – дочь Урана, родилась из белоснежной пены морских волн Около острова Киферы. Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос Афродита - олицетворение красоты и вечной юности. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты и грации.

По-видимому, Кологривов хотел тайно вывезти статую из Италии, но римские власти конфисковали ее. Кологривов был отозван из Рима и уже никак не мог повлиять на ход событий. Петр I приказал своим дипломатам, государственному канцлеру графу Гавриле Головкину и тому же Рагузинскому, оказать содействие в ее приобретении. Решающим оказалось обращение последнего к кардиналу Пьетро Оттобони, вице-канцлеру церкви, давнему «приятелю» Рагузинского. И все же только в ноябре 1719 г. «Венера» была «отписана» Петру I как дар папы Климента XI «за протекцию, показанну миссионерам католикам». «Венера» была установлена в специальной галерее при входе в Летний сад со стороны Невы. Позднее статую перенесли в Грот Летнего сада, где она находилась до 1801 г., а затем в Таврический дворец, пока не заняла почетное место в Эрмитаже. Такова история приобретения «Венеры Таврической», первого шедевра античного искусства в России.

На Главной аллее на той же площадке, где стоят упомянутые «Церера» и «Флора», находятся еще две интересные парные статуи, носящие скорее аллегорический смысл. Это «Архитектура» и «Мореплавание».

Архитектура. (Мастерская Пъетро Баратты). Статуя, привезенная из Венеции в 1722 г., лишена подписи, но по манере исполнения чрезвычайно близка к произведениям Баратты и, очевидно, создана в его мастерской (впервые отмечено Ж.А. Мацулевич).

Молодая женщина держит в руках чертежные инструменты, циркуль и лекало, а также планы какого-то здания и опирается о часть стены. (В настоящее время статуя заменена копией.)

Мореплавание (Навигация). (Мастерская Пъетро Баратты) Статуя привезена в Петербург из Венеции в 1722 г. Она является парной к скульптуре «Архитектура». Молодая женщина, олицетворяющая Мореплавание, опирается на руль корабля и держит в правой руке компас, а в левой — развернутую карту, на которой нанесены Скандинавский полуостров, Балтийское море, а местонахождение Петербурга отмечено лицом, от которого исходят лучи.

Не менее известны группа статуй, олицетворяющих время суток. В основном, эти статуи являются аллегорическим.

Так Полдень ( все статуи -

Джованни Бонацца) представлен скульптором в виде индейца, его лоб украшен изображением солнца, в руках он держит солнечные стрелы и ветку лотоса. На его перевязи — знаки зодиака. У ног растет подсолнечник.

Солнце.

Соответственно надписи на ножке, бюст значился под названием «Аполлон». Однако в альбоме 1717 г. зарисовка бюста сопровождается надписью «Солнце». Действительно, оба сюжета очень близки: лавровый венок на голове и колчан стрел за спиной могут быть атрибутами Аполлона как олицетворения Солнца.

У ног аллегории «Заката» — куст дурмана, слева — диск заходящего солнца. На его поясе — изображение знаков зодиака.

«Ночь» изображена закутанной в звездное покрывало. На ее голове — венок из цветов мака, на поясе — маска летучей мыши, у ее ног сидит сова.

Утро олицетворяет Аврора (греч. — Эос) — богиня утренней зари. Она представлена с розами в руках и в волосах. Каждое утро богиня мчится на колеснице, запряженной двумя лошадьми, или на белых крыльях, возвещая о появлении своего брата Соль (Солнца). Ее появление приветствует утренняя звезда, остальные звезды исчезают.

Во второй четверти 18 века никаких особенных приобретений пластики не было. Немного положения изменилось при Елизавете Петровне. При Павле I Летний сад потерял много произведений скульптуры. Но с начала 19 века, начиная с Александра I сад восстанавливается.

Еще по теме:

Основные направления в мелкой пластике
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодоле ...

Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немноги[6], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Отличие постмодернизма ...

Влияние технического прогресса на общество
В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от мора ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация