Культура является предметом изучения многих гуманитарных наук. Попытаемся выделить и обосновать системные определения культуры, сложившиеся на сегодняшний день в различных областях гуманитарного знания: философии, антропологии, социологии.
Философский подход. Данный подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Как известно, философ рассматривает любое явление с точки зрения целостности и сущего, всеобщего и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного). Философский анализ включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно широких категориях.
Философы и мыслители всех времен пытались определить смысл или основное предназначение культуры. Для одних культура - это известное в мире неизвестного, “луч света в темном царстве". Для других ее смысл заключается в бесконечном самосовершенствовании человеческой природы, непрерывном оснащении людей материальными, интеллектуальными и духовными средствами.
Попытки отдельных философов свести культуру к “внешним” благам и состояниям людей ничего не дали. Она “возделывает” не только физическую природу, но и человека изнутри, хотя и при помощи материальных или символических посредников. В этом смысле культура есть самопроявление и самораскрытие человеческой природы в предметах материального и духовного мира. Без этого трудно понять сущность культуры.
В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия “культура". Остановимся более подробно на характеристике позиций отечественных исследователей, внесших немалый вклад в развитие философии культуры.
Культура есть “вторая природа", мир искусственного, то есть созданного человеком или для собственных нужд, не продиктованных однозначно природной необходимостью (в отличие от всего естественного) и силой инстинкта. В философской литературе делаются попытки указать существенные признаки, позволяющие зафиксировать качественное отличие культуры от природы. Ее появлению способствовали использование огня и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой (табу и другие ограничения), образование организованных сообществ, формирование мифов и образов. Такое понимание культуры фиксируется понятием артефакт. Артефакт - образование или процесс искусственного происхождения (в противовес органике). Все природное - антипод артефакта.
Некоторые философы и ученые заявляют, что культура есть не что иное, как способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире, истории.
Культура рассматривается как специфически человеческий, надбиологически выработанный “способ деятельности", а также как технология ее осуществления, то есть то, как и каким образом человек реализует свою деятельностную сущность. Следовательно, культура в данном контексте производна от деятельности. Она охватывает не только то, что творит человек, но и то, как он это создает, то есть способы его деятельности. Причем последнее имеет решающее значение.
Попытки связать понятие культуры с деятельностью, с ее результатами, безусловно, заслуживают внимания. Однако рассматривать культуру как разновидность человеческой деятельности, - значит, идти по пути сужения ее предметного содержания. Культура - это не только и не столько деятельность, сколько приобщение к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъектов культуры, но средствами или результатами деятельности опять же не исчерпывается все богатство и содержание культуры.
Таким образом, суть философского понимания культуры заключается в разнообразных попытках раскрыть целостным образом ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей.
Антропологический подход. Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это - система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.
Еще по теме:
Географические рамки эллинистического мира
В его состав включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индий на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в со ...
Образ Давида в исполнении Микеланджело
Самая знаменитая скульптура Микеланджело "Давид" (1504 г., рис.2) не имеет ничего общего с подростком Донателло. Это воплощение мужской силы, одновременно духовной и физической. Если до Микеланджело в ХV в. Давида обычно изображ ...
Мария Приймаченко
Известная украинская художница, мастер народной декоративной живописи. Занималась вышивкой, керамикой, иллюстрациями к детским изданиям. Родилась в с. Болотня, Киевская область. В 1936 окончила Школу народных мастеров, где в то время преп ...