Культуры Востока

Культура и искусство » Многообразие знаний о культуре » Культуры Востока

Страница 1

Одна из важных проблем изучения культур древнего мира - осмысление их разнообразия и уникальности. С высот современного цивилизационного развития древние культуры обретают свою значимость в тех достижениях, которые послужили "кирпичиками" для создания современного научно-технического мира. Но есть и другие подходы - те, в рамках которых культура рассматривается как способ существования этноса, способ преодоления им исторического пространства. В данном случае на первый план выступает своеобразие и уникальность различного типа культур, сохранивших во времени свое ядро.

На прошлой лекции мы говорили о культурах Древнего Египта Месопотамии. Они перестали существовать как самостоятельные цивилизации, оплодотворив своими достижениями культуры других народов. Культуры же Индии Китая существуют по сей день в своей уникальности и самобытности.

Охарактеризовать особенности исторического пути культур Древнего Востока и выявить их отличие от западных культур помогает теория осевого времени, созданная немецким философом ХХ века Карлом Ясперсом

В основе концепции К. Ясперса лежит идея "осевого времени". Под этим понятием философ подразумевает эпоху, когда, по его мнению, возникла основа мировой истории человечества, была заложена "ось" мировой истории. Ясперс полагает, что это произошло в промежутке между 800 и 200 г. до н.э. В эту эпоху, как он считает, в разных регионах Земли, и, прежде всего, в трех центрах - Индии, Китае и Греции, - произошли принципиальные и однотипные в своей основе духовные изменения, определившие все последующее в истории человечества. В Китае это было связано с Конфуцием, Лао-Цзы и другими древнекитайскими мыслителями, в Индии - с Упанишадами и Буддой, в Греции - с возникновением и развитием древнегреческой философии. Кроме того, Ясперс указывает на Заратустру в Иране и на иудейских пророков. Характеризуя изменения, ознаменовавшие осевое время, Ясперс говорит о том, что и на Западе и на Востоке в эти годы подошла к концу мифологическая эпоха и началась борьба рациональности против мифа, появились философия, представление о трансцендентном Боге, "произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью". "Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением", - пишет он. "Тем, что совершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня". Если выразить самое главное, в чем фокусируются для Ясперса изменения, связываемые им с осевым временем, то это - возникновение индивидуального самосознания (рефлексии), становление личности и личностного отношения к Богу.

Таким образом, цивилизации Древнего Египта и Месопотамии остались за осью мировой истории, в то время как культуры Индии и Китая (вместе с древнегреческой культурой и культурой Ближнего Востока), находятся на этой оси.

Мировоззренческие и философские основания китайской культуры были заложены в учениях Конфуция и Лао-Цзы.

Конфуций - латинизированное произношение китайского Кун-цзы, т.е. "учитель Кун". На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность, понимаемые в духе восточной традиции. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета - правил ли (ли переводится как благопристойность, этикет, ритуал).

Установление порядка в государстве начинается с овладения собой и наведения порядка в собственной душе. При этом главным средством самовоспитания является усвоение ритуализированного этикета. Лишь привыкая выражать свои чувства раз и навсегда установленным образом, человек перестает быть рабом стихийных страстей и обуздывает темное начало души.

Делая ритуализированный этикет своим внутренним содержанием, человек обретает жень - гуманность, человеколюбие. Заметим, что конфуцианское жень отличается от "гуманности" в том смысле, какой придает этому слову европейская христианская культура. Основой европейского гуманизма является идея самоценности человека как личности, уважение к его индивидуальной свободе и достоинству. Основой конфуцианского человеколюбия является семейный долг, уважение человека как носителя родовых связей. Однако для своего времени Конфуций делает очень важный шаг: он распространяет чувство семейно-клановой солидарности на всех людей, поскольку они являются членами общества, так что "жень" теперь становится всеобщим этическим нормативом

Назначение конфуцианской этики можно сформулировать следующим образом: через ритуализированный этикет - к воспитанию "благородного мужа", являющегося основой общества и государства. Именно доминирование этического момента определяет специфику конфуцианской теории государственного управления.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Динамика современной культуры
Облик современной культуры определяется, прежде всего, усиливающейся интеграцией различных культурных конфигураций в единое культурное целое, которое следует обозначать как «мировая культура». Если исследователи истории культуры, даже в Н ...

Народное поэтическое творчество
Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия - народная словесность, устная сл ...

Методы и источники изучения культуры
Поиск адекватного метода изучения культуры ведется уже не одно столетие. В различные периоды разные научные дисциплины стремились распространить свои методологические установки на мир культуры. Каждое из получившихся в результате этого оп ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация