Культура России

Культура и искусство » Многообразие знаний о культуре » Культура России

Страница 8

В 1863 г. целая группа художников во главе с И.Н. Крамским, не получив официальных дипломов, вышла из Академии в знак протеста против официального академизма и казенщины в академической системе обучения и образовала так называемое “Товарищество российских передвижных выставок". Передвижники устраивали свои выставки в течение почти четырех десятилетий по всем городам России и внесли весьма значительный вклад в дело художественного образования и нравственного воспитания страны. Однако присутствовала в передвижническом реализме известная ограниченность, излишнее увлечение жанровыми, сюжетными сценками, сами названия которых говорят о стремлении максимально точно сформулировать, обозначить изображенное даже в виде заголовков: мы говорим о всевозможных вариациях на темы - “Приезд гувернантки в купеческий дом", “Птичьи враги", “Последний кабак у дороги", “Купеческие поминки", “Новый фрак”, “Бабушкин сад”, “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", "Крах банка", "Проводы начальника" и т.д. Причем, необходимо отметить, что первоначальное обличительство постепенно, с ужесточением режима, сменялось уже незамысловатым развлекательством на уровне анекдотов.

С другой стороны, существовала в русском изобразительном искусстве и другая тенденция, которую можно было бы охарактеризовать как религиозно-нравственную. Прямое обращение к библейским сюжетам, к образу Христа у таких замечательных мастеров, как А.А. Иванов, Н.Н. Ге, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, тот же И.Н. Крамской в русской жанровой живописи середины века был вовсе не уходом от действительности, а наоборот, попыткой философского объяснения эпохи, своеобразной художественной проекцией нравственно-религиозных исканий позднего Гоголя, зрелого Толстого, классического Достоевского, Островского “славянофильской поры".

Вообще проблема духовности, разрабатываемая в русской культуре, очень интенсивно на протяжении всего века тоже была формой своеобразной “культуры сопротивления", противостоявшей официальной доктрине, вдохновляемой Николаем I и сформулированной министром просвещения С.С. Уваровым в виде знаменитой триады - православие, самодержавие, народность. Надо ли говорить, что великая русская культура никогда не умещалась в эту казенную формулу, как бы ни пытались доказать обратное нынешние поклонники культурного единения России под знаменем реабилитированных Романовых и официальной РПЦ. Русская культура развивалась по своим законам, не регламентируемая и не управляемая сверху. Это относилось буквально ко всем сферам художественной деятельности.

XIX в. - эпоха в русской музыке. Именно тогда сформировалась русская музыкальная школа - композиторская, исполнительская, музыковедческая. Для российской музыкальной палитры века характерно, в отличие от пластических искусств, огромное разнообразие красок, приемов, нюансов - тончайший психологизм и громадный лирический дар П.И. Чайковского соседствовал с распевностью, простотой, изяществом М.И. Глинки, трагедийное дарование создателя принципиально нового жанра - русской музыкальной драмы - М.П. Мусоргского с изысканностью образов Востока у А.П. Бородина, роскошный сказочный колорит кудесника оркестровки Н.А. Римского-Корсакова с выразительными речитативами сугубо внимательного к мелодике человеческого голоса А.С. Даргомыжского.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация