Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Культура и искусство » Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Страница 1

Можайский Лужецкий монастырь, основанный преподобным Ферапонтом Белозерским на живописном берегу Москвы-реки и недавно отметивший свое 600-летие, не однажды оказывался в самой гуще исторических событий: будь то XVI век, когда из стен обители вышел святитель Макарий, митрополит Московский, или грозный 1812 год.

Великий русский подвижник, преподобный Ферапонт Белозерский, основавший в 1398 году Богородице-Рождественский монастырь в нынешних вологодских землях, любил свою северную обитель и не помышлял о том, что когда-нибудь покинет ее. Но случилось так, что, прожив в ней около десяти лет, святой все-таки расстался с нею. Белоозеро, наряду с Можайском, было уделом князя Андрея Дмитриевича Можайского, полученным им после смерти его родителя - святого благоверного князя Димитрия Донского, знаменитого победителя Мамая. Князь Андрей давно искал того, кто помог бы ему устроить монастырь вблизи стольного города княжества. По размышлении, выбор его пал на преподобного Ферапонта. Будучи вызван к князю, святой приводил многочисленные доводы против такого решения, но, в конце концов, воскликнул: "Воля Господня да будет!" - и смирился с княжеской волей. В 1408 году семидесятилетний старец стал основателем еще одного Богородице-Рождественского монастыря - в местности, называемой Лужками, под Можайском. Настоятельство вал преподобный в нем в сане архимандрите без малого двадцать лет - до самой своей кончины, последовавшей в 1426 году. Погребли святого в основанной им Можайской обители. А спустя шесть лет умер и князь Андрей Можайский, устроивший в своей вотчине, помимо Лужецкого, еще один монастырь - Успенский Колоцкий. Обеим обителям князь неустанно помогал - именно его заботами, согласно ряду свидетельств, в Лужецком монастыре появился первый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Больше документальных сведений о жизни обители в XV веке нет - за исключением одного: в древней Вкладной книге монастыря под 1492 годом зафиксирован первый вклад - сельцо Лисицыно Верейского уезда, дарованное на помин души скончавшегося Василия Нащокина и его жены, принявших перед смертью монашеский постриг. Факт сам по себе знаменательный - он говорит о том, что уже в первые десятилетия своего существования Лужецкая обитель активно развивалась. В 1506 году великий князь Московский Василий III пожаловал ей тарханную грамоту - подобные грамоты освобождали от податей. Предполагается, что первая тарханная грамота была дана Лужецкому монастырю еще князем Василием Темным около 1454 года, когда Можайск - после того как сын князя Андрея Можайского Иван изменил Москве и бежал с семьей в Литву - оказался присоединен к Московскому княжеству. Впоследствии упомянутую тарханную грамоту подтверждали цари Иван Грозный (в 1551 году) и Михаил Федорович Романов (в 1623 году).

В течение трех лет, с 1423 по 1426 год, настоятелем Лужецкого монастыря был архимандрит Макарий. Он, хоть и руководил обителью совсем недолго, оставил после себя долгую память - считается, что при нем началось строительство сохранившихся доныне нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезными палатами (впрочем, по поводу датировок ученые продолжают спорить). Вряд ли столь энергичная деятельность архимандрита покажется удивительной, если мы вспомним, что это именно тот Макарий, который впоследствии стал архиепископом Новгородским, а еще позже - митрополитом Московским, организатором венчания Ивана Грозного на царство, инициатором созыва церковных Соборов 1547 и 1549 годов, а также важнейшего Стоглавого Собора 1551 года, и пр. Кстати, именно по предложению свт. Макария был прославлен в лике святых основатель Можайского Лужецкого монастыря преподобный Ферапонт Белозерский. Святитель Макарий, и пребывая на Московской кафедре, не забывал о родной обители, помогая благополучно завершить строительство великолепного собора Рождества Пресвятой Богородицы, освященного в 1547 году.

В 1559 году, в разгар Ливонской войны, обитель посетил царь Иван Грозный. Он был вынужден в ней задержаться - началась осенняя распутица, превратившая дороги в болота; к тому же сопровождавшая царя царица Анастасия, разболевшись, слегла.

В переписных книгах 1596-98 годов содержится первое подробное описание Лужецкого монастыря. Эти же книги живописуют страшное опустошение Можайска во время эпидемий 1560-70-х годов. Согласно переписи, в 1598 году в городе осталось 205 жилых домов - в то время как до катастрофы таких домов значилось 1778. А впереди была русская Смута, довершившая форменный разгром центральной Руси. В 1605 году через Можайск шли на Москву толпы Лжедмитрия I, потом тут хозяйничали поляки - в результате в 1614 году в городе числилось и вовсе только 54 двора. И это еще не все. В 1617-18 годах под Можайском стоял польский королевич Владислав с артиллерией, которая варварски уничтожала то последнее, что еще можно было назвать живым. Лужецкая обитель подверглась полному опустошению, архимандрит Митрофан был убит. Сотная грамота 1627 года рисует картину совершенно бедственную - и спустя девять лет после ухода интервентов службу удавалось совершать лишь в соборном храме, остальные были разорены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Ткани
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, к ...

Глобализация культуры: тенденции и противоречия
К числу наиболее значимых цивилизационных тенденций современности следует отнести процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Именно их синтез все в большей степени определяет ген ...

Взаимосвязь моды и субкультуры
Сейчас попытаемся выяснить, как связаны такие разные, а в чем-то даже противоположные понятия. Итак, молодежная субкультура — это чаще всего результат неудовлетворенности молодого человека тем, что происходит в обществе. Это попытка следо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация