Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Культура и искусство » Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Страница 7

Потери немцев оказались столь велики, что некоторые полки им позже пришлось расформировать. Ни у Ельни, ни на Бородинском поле, где тоже разгорелись ожесточенные бои, фашисты так и не прошли - 18 октября они прорвали оборону на другом участке фронта и все-таки захватили Можайск. После этого сильно поредевшая дивизия Полосухина, дабы не оказаться в мешке, отступила. Эти шесть дней, вырванные у немцев, значили многое - противник явно выдыхался и спустя короткое время был окончательно остановлен на линии "Кубинка – Наро-Фоминск". В декабре с нее началось наступление наших войск, и фашистов отбросили от столицы. Москва была спасена.

Эта история получила удивительное продолжение в самом начале XXI века. На месте страшных боев, рядом с дотом сержанта Харинцева, в 2002 году решили возвести храм в честь Покрова 11ре-святой Богородицы. На высотке, которая прекрасно видна с шумной Минской трассы. И снова, как и в случае со Спасо-Бородинским монастырем, инициатива исходила от женщины-подвижницы - профессора Московского государственного университета прикладной биотехнологии Тамары Викторовны Чижиковой. Позже она признавалась, что сама не понимала, как ей удалось собрать деньги на строительство. "Это не я строила, - говорила Тамара Викторовна, - это моими руками строил Бог. Я благодарна Господу за то, что Он вразумил меня ."

Спроектировал новую церковь-памятник ("под колоколы", в русском стиле) архитектор Д.С. Соколов из архитектурно-художественных мастерских московского Данилова монастыря. А автором мозаичных икон, которые вскоре украсят храм, стала Ольга Дремина. На них изображены святитель Николай Мирликийский, святой благоверный князь Александр Невский и великомученик Георгий Победоносец. Для Ольги Дреминой это была не "проходная" работа: предки молодой художницы, князья Вадбольские, сражались в 1812 году на Бородинском поле, а ее дед, Владимир Владимирович Вадбольский, ушедший летом 1941 года 18-летним юношей добровольцем на фронт, получил боевое крещение именно в битве под Москвой.

В 2004 году основные строительные работы были закончены, а двумя годами позже рядом с храмом появилось воинское захоронение. Дело в том, что одновременно с возведением храма поисковый отряд организации "Боевое братство" предпринял обследование района ельнинских боев. В результате были обнаружены останки 40 советских бойцов, погибших в октябре 1941 года. Чьи-то имена, благодаря солдатским медальонам, удалось узнать {а это, как правило, были простые двадцатилетние ребята); кто-то так и остался безымянным героем. В сентябре 2006 года в Спасском храме Спасо-Бородинского монастыря прошло отпевание девятнадцати солдат, отдавших свои жизни за Родину. По окончании службы траурная процессия двинулась к Ельне, где состоялось торжественное погребение русских воинов у новой Покровской церкви.

К Можайскому Лужецкому монастырю Покровский храм имеет самое прямое отношение. В выборе места для него в октябре 2002 года принимал непосредственное участие тогдашний настоятель обители игумен Борис (Петрухин). 19 июля 2007 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий своим указом преобразовал этот храм в подворье Можайской Лужецкой обители, назначив его настоятелем нынешнего настоятеля монастыря игумена Мефодия (Соколова).

Во время первого архиерейского богослужения в Лужецком монастыре после передачи его Церкви читался отрывок из Евангелия от Луки о воскрешении Спасителем сына наинской вдовы. Отрывок этот, удивительно созвучный возрождению обители, вспомнили и пятью годами позже - когда были обретены мощи прп. Ферапонта.

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь был передан Церкви в 1994 году. 23 октября 1994 года здесь состоялось первое после многолетнего перерыва архиерейское богослужение. Оно прошло во Введенской церкви. В тот день на литургии читалось Евангелие о воскрешении сына наинской вдовы (Лк.7, 11 - 16). Ассоциация с возрождением монастыря напрашивалась сама собой - казалось, обитель воскресает к жизни, подобно тому как воскрес некогда юноша, сын вдовы из Наина. Миновало пять лет, и оказалось, что тот отрывок из Евангелия приложим и к обретению мощей преподобного Ферапонта. Такие вот "совпадения".

Торжественное празднование обретения святых мощей основателя обители состоялось 9 июня 1999 года, в день памяти преподобного. Богослужение, проходившее под открытым небом, возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Помолиться возле обретенных мощей прп. Ферапонта приехало - несмотря на страшную жару - множество паломников. А месяцем спустя в Лужецком монастыре принимали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия И. "Слава Богу, - сказал он, - что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божий, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Живопись
XV в. называют «золотым веком русской средневековой живописи». К этому периоду относится творчество византийского мастера Феофана Грека. первоначально он работал в Новгороде, где расписал церковь Спаса Преображения. Грек – гениальный коло ...

Прочность памяти
Образ пустынного берега прочно засел в сознании Дали в то время Художник писал пустынный пляж и скалы в Кадакесе без какой-либо определенной тематической направленности. Как он утверждал позже, пустота для него заполнилась, когда он увид ...

Межкультурные коммуникации. Взаимодействие культур в эпоху глобализации
Любой процесс межкультурной коммуникации может быть охарактеризован по уровню или глубине проникновения коммуникантов в контактирующие культуры. С этой точки зрения могут быть выделены следующие уровни: 1) культурное взаимоприятие; 2) ку ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация