Нюансы монотипии

Культура и искусство » Монотипия » Нюансы монотипии

Страница 1

…На чём делается монотипия? Руководств по монотипии не было. Кто-то из художников "баловался", но техника-то не тиражная, не интересно получать только один оттиск с печатной доски, когда в офорте печатай хоть сто с одной формы. Где-то я прочитал, что монотипия пишется на металлической пластине. Пробовал - не понравилось. Всё хорошо, но цвет контролировать очень сложно, особенно, когда любишь тонкие цветовые отношения, "валёры". Почему? Металлическая доска имеет свой собственный серо-стальной цвет с характерным блеском. Что-то вдруг стукнуло в голову: а не попробовать ли белый пластик? Первую доску я вырезал из столешницы старого кухонного стола. Располировал. Нарисовал. Отпечатал. Понравилось! С тех пор работаю только на пластике. Кстати, разный пластик "отдаёт" краску по-разному, и нужно искать то, что подходит. Использовать можно прозрачный плексиглас, подложив под него белую бумагу. Можно писать на грунтованном картоне, получая эффект холста. Краски обыкновенные масляные. Люблю старые ленинградские, они тонкотёртые и дают прозрачность, нежный акварельный эффект. Пользуюсь и типографской краской. Пробовал делать монотипию акварелью, но не понравилось. Акварель быстро сохнет на доске, краску нужно разводить с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Да и акварельные оттиски, как ни странно, не дают "акварельности". Получается сухой жесткий отпечаток. Разбавители тоже могут быть разными: керосин, пинен, скипидар и т. д. Главное, чтобы работа на доске не сохла слишком быстро. В конце концов я научился работать над изображением в течение суток. Опять-таки экспериментально добавляя в разбавитель такие компоненты, которые приостанавливают высыхание : глицерин, пару капель машинного масла. касторку и прочее. Можно посоветоваться с химиками.

И за работу!

Чем хотите, тем и пишите. Кисти обыкновенные. Особенно люблю широкие и тонкие кисти, и плоские, и круглые, из искусственного волоса. Они упруги, хорошо держат краску. А можно использовать щетинные старые стёртые кисти для передачи различных фактур. Поскольку работать приходится на гладкой, идеально отполированной поверхности, нужно приспосабливаться - это вам не холст и не бумага! Кисть скользит, краска не всегда ложится как надо. Но в чём плюс? Ну не получается, что хочешь - возьми тряпочку и сотри. Доска или неудачное место на доске снова чистые. Работай дальше. Поэтому оттиск всегда свежий. Попробуй в акварели поисправлять - замучаешь бумагу, да и "пот" виден, а акварель этого не любит.

…Так вот, кроме кисти, в зависимости от настроения и задачи я применяю различные подручные средства: кусок стекла для получения фактуры "на отлип", кусочки линолеума вместо шпателей. Нравится работать при помощи использованных телефонных пластиковых карточек. Нарезаю из них "шпателёчки" различной формы. Применяется заточенная деревянная палочка, да и черенок кисти. Один из любимых инструментов - тампон их капронового чулка. Белила в монотипии традиционно не применяются, как и в акварели. Белые места получаются за счет удаления красочного слоя. Хотя . Сергей Сыров (Крыллер) очень даже применяет, и успешно. Получается, и неплохо. Так что нет здесь табу - твори, выдумывай, пробуй .

Те, кто хотят заняться монотипией, могут найти в инете большое количество материала - от исторической справки до описания технологий. Поэтому я пишу всего лишь о собственном опыте. Несколько слов об опасностях, подстерегающих начинающего монотиписта. Вы помните о том, что отпечаток будет зеркальным отображением вашей работы? Забыв об этом, с изумлением будете рассматривать собственную подпись на непонятном языке в другом углу картины, лошадь развернётся и поскачет в противоположную сторону, а знакомый пейзаж, особенно городской, кардинально изменится. Левосторонняя и правосторонняя композиции ещё ждут своего исследователя. Пересмотрите на досуге, взяв в руки зеркало, знакомые с детства картины . Меня впечатлили "Проводы покойника" Перова: скорбная процессия возвращается с гробом домой. Это относится к любому виду эстампа, и профессионал-то держит такое в голове, а новичок . Вот и попробуй написать тут что-то с натуры, чтобы композиция "держалась". О пленере и говорить нечего: от станка далеко не отойдёшь!

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Римская эсхатология
Римская космогония была неразрывно связана с эсхатологией. Как это ни парадоксально, столетиями римляне были одержимы идеей «конца Рима» и стремились обрести, как пишет М. Элиаде, систему его «renovatio» (обновления). Существовало древнее ...

Архитектурные конкурсы
Возведение архитектурных сооружений имеет многовековую историю. Развиваясь, прежде всего на базе реализации культовых идей, как, например, строительство храмов, монастырей, оборонительных сооружений, в архитектуре долгое время присутствов ...

Сюрреализм
(фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается подчёркнуто концептуальным подходом к искусству, использованием аллюзий и парадоксальных соче ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация