Культура в новое время

Культура и искусство » Мораль как вид культуры » Культура в новое время

В развитии культуры нового времени хронологически можно выделить два этапа: XVII – XVIII вв. – эпоха Просвещения (иногда XVII столетие называют эпохой абсолютизма, « галантным веком», а XVIIIв. – «веком Разума») и XIXв. – буржуазная эпоха, или период «промышленной революции». Однако с культурологической точки зрения подобна периодизация достаточно условна. Европейское Просвещение – исторически- конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Так, в сравнении с Возрождением Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей.

В общественном сознании начинает прослеживаться интерес к феноменам, которые станут обозначать термином «культура». При этом последняя понимается как высшая стадия развития природы, для которой характерно наличие сложной искусственной среды существования, создаваемой человеком разумным. Но наполняется это понятие и более сложным содержанием – способностью человека к безграничному духовному совершенствованию.

Таким образом, понятие культура трактуется весьма широко, определяя источником культурного развития взаимовлияние всех ее элементов.

Далее культура начинает пониматься не только как определенный уровень социального развития человеческого рода, где происходит совершенствование интеллектуальных и моральных сил человека, но и как особый способ его бытия посредством реализации ценностных отношений в различных сторонах человеческой жизни. Так происходит усложнение ценностной картины мира нового времени, наполнению «личностным» содержанием и драматизмом. Новое время отвергает античную и средневековую культуру, существенно корректируя элитный гуманизм Возрождения. Одновременно беря ее за основу и подстраивая под свой нужды.

Отныне в европейской культуре живет идея личности, с особыми неотъемлемыми правами и свободами, которые могут противоречить интересам общества, но не интересам морали.

Еще по теме:

«Ковер самолет»
Виктора Михайловича увлекала прекрасная народная мечта - свобода полета. В чудесном небе своего детства написал он плавно, вольно, как птица, летящий ковер и на нем сказочного героя- победителя. Если небо удерживает звезды, солнце, луну, ...

Алексей Кондратьевич Саврасов
А. К. Саврасов (1830-1897) являлся одним из родоначальников русского реалистического пейзажа. Родился в Москве в семье купца. Окончив московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии худо ...

Элитарная культура как антипод массовой культуры
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированн ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация