Собирательство в эпоху средневековья

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Собирательство в эпоху средневековья

Страница 1

Средние века - это эпоха, охватывающая примерно тысячелетний период (V- XV вв.), когда в мире господствовал феодальный строй. Уже не рабовладелец и раб, а феодал и крепостной крестьянин представляли основные классы феодальной эпохи. И переход к феодализму, и его развитие, и угасание совершались у разных народов по-разному, неравномерно и сложно. Это разнообразие отразилось на развитии культуры средних веков вообще и истории музейного дела в частности.

В этот период огромную роль в борьбе за власть сыграли собрания экономического характера.

С течением времени экономическая функция, которую выполняли сокровищницы, дополнилась функцией социального престижа, а хранимые предметы стали отождествляться с общенациональными событиями и выдающимися деятелями. Например, предметы императорской сокровищницы династии Габсбургов, находившейся в Венском замке, демонстрировались гостям. Не менее ценными сокровищницами владели саксонские монархи в Дрездене, а также герцоги Бургундские.

Истоки искусства народов Восточной Европы теряются в истории восточного славянского народа «антов», который еще в VI в. образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. Со второй половине XI в. Восточная Европа вступает в период феодальной раздробленности. И так же, как и на Западе, средневековое славянское искусство обрело свое самостоятельное неповторимое лицо уже тогда, когда была нарушена неустойчивая централизация государственной власти. До этого культура Восточной Европы была высокой, но еще не вполне самобытной. Приняв в конце Х в. христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян. Славяне знали литье и чеканку, керамику и вышивку, владели тонким мастерством эмалей. Они производили искусные ювелирные изделия – бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), усыпанные «зернью», увитые сканью.

Киевское, Полоцкое, Новгородское княжества быстро выдвинулись в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Всеслава Брячиславовича осталось как время процветания и славы этих земель. Князь Ярослав был выдающимся государственным деятелем, который «книгам прилепса… и собра писце многы и перекладаше от грек на словеньское письмо, и списана книг многы…». Киев, Полоцк и Новгород, помимо Византии и Скандинавии, сообщались со славянскими странами, с Францией, Германией, Англией, что оказывало влияние на торговые отношения и развитие их культур. В XI в. широко и богато обустраивались города, были заложены храмы Софии, начали составляться летописные своды.

Как на Западе, так и на Востоке церкви богато украшались, были своего рода культурными центрами. Софии Киевская, Полоцкая и Новгородская были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: печать характера молодых мужественных народов, для которых культура Византии была отправной точкой, а не предметом слепого подражания.

Древнее восточнославянское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно, так же, как и современное ему искусство Западной Европы, оставалось преимущественно церковным, преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную иконографию. Оно также было и делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы складывались как приемы искусного, «хитрого» ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека и составляло основу будущих собраний восточнославянских князей и царских династий.

Коллекции церквей имели как экономический, так и идеологический характер. В их составе были многие реликвии, которые пользовались уважением верующих и связывались с именами Христа, Матери Божьей, апостолов, святых и мучеников. Большинство реликвий были украшены золотом, серебром и драгоценными камнями. В храмах хранились также рукописи в роскошных обложках, дорогие восточные ткани.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Культ Деметры и весенние праздники плодородия
Наиболее ранними массовыми праздниками в Греции были Элевсинские мистерии, совершаемые в Аттике. Они посвящались богине плодородия Деметре. В Грецию этот распространенный культ воскресающей природы проник, вероятно, с Крита, где он был св ...

Стиль Шанель
«Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности». Габриэль Шанель «Я - против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду потому ...

Исторические особенности ажурной резьбы
Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Древние славя ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация