Особенности культурной жизни

Культура и искусство » Культурная и духовная жизнь японцев » Особенности культурной жизни

Страница 1

Я красотой цветов плениться не устал,

И слишком праздно потерял их сразу…

Всегда жалею их,

Но так их жаль,

Как этой ночью, - не было ни разу!

Аривар Нарихир (9 век)

Япония расположена на многочисленных (около 1000) островах Тихого океана, цепочкой протянувшегося вдоль азиатского континента. Особенность географического положения страны, не знавшей в древности и в средневековье иностранных нашествий, во многом повлияло на своеобразие Японской культуры, обусловлено сохранением древней культуры до настоящего времени. Классическая поэзия, живопись, чайные церемонии, архитектура декоративных садов, аранжировка цветов (икэбана), различные виды театра – опера ноо; кукольный театр бунраку, дворцовый – букаку, храмовые – дэнгаку и кагура, городской современный театр – кабуки и ёсэ. Многообразие культурных традиций несет отпечаток различных эпох, является органичной частью живой культуры Японии. Каждый район, каждый маленький городок имеет свои особенности, исторические памятники, связанные с ними легенды, предания, обряды, праздники. Японцы строго придерживаются традиции семейной обрядности, соблюдение которых считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения.

Природа была всегда для Японии высшим проявлением истины и красоты. Существуют особенные ритуалы любования сакурой или снегом, осенней луной или красной листвой клена, в литературе и в искусстве воспевается каждое из времен года. Поэтическое отношение японцев к природе и сегодня остается важной особенностью японской культуры, а такие японские символы, как икэбана, бонсай, чайная церемония, по-прежнему составляют часть духовной жизни японцев.

Икебана. В Японии издревле было особенно отношение к цветам. Придворный кавалер отправлял даме письмо с прикрепленной лиловой кистью глицинии. Суровый воин, отложив окровавленный меч, откровенн любуется белой хризантемой. Монах подносил прячущемуся в темноте бронзовому Будде вазу с ветками сосны и цветущей сливы. То есть эти благоговейные подношения вошли в обычай после утверждения в Японии буддизма. Существует предание, что обычай ставить цветы в храме вел сановник Оно-но Имоко, его считают основателем школы аранжировки цветов Икэбана.

Канонический стиль аранжировки цветов рикка («прямостоящие цветы») родился в Киото в 1462 г., когда монах сенсей Икэнобо расположил цветы, изображая мифологическую гору Меру из буддийской космогонии и, соответственно, всю Вселенную.

Восемнадцатый век золотой век стиля рикка Основные каноны:

а) семь ветвей;

б) вершина;

в) утес, с которого падает водопад, достигает людских поселений, устремившись в долину у подножья горы.

В современной композиции уже 9 ветвей.

Сэн-Но Рикю - основатель нового стиля в аранжировке цветов – нагэирэ («брошенные цветы»), в вазе только один цветок. Новый стиль сэйкэ («живые цветы»), композиция из трех основных ветвей, расположенных ассиметричным треугольником. Идея – выразить сущность цветка в его естественной линии роста. Три ветви – син (истина), соэ (сопровождение), тай (противоположная). Стиль – морибака (основатель Охара Унсин) – «нагромождение цветов». В основе три ветви, но они расположены в низкой широкой посуде. Стиль икэбана (свободный стиль), не скрупулезное следование писанным и неписанным правилам, а самовыражение мастера и хрупкая красота цветов, соединяющих в себе случайное и вечное.

Бонсай (растения в горшке) – искусство разведения карликовых деревьев. Впервые появилось в эпоху Канакура. Первое изображение бонсай находят на японских свитках 14-го века. Несмотря на свое китайское происхождение, именно в руках японцев техника бонсай достигает высшей степени утонченности и изощренности, завоевывая мировую популярность. Иногда берут карликовые деревья созданные самой природой, но обычно их уродуют. Наиболее популярны вечнозеленые растения – кедр, сосна, можжевельник. А также берут цветущие и плодовые растения – вишню, сливу, азалию. Нередко используют - бамбук, клен, дуб.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Мастерская Верроккьо
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, р ...

Сценарная драматургия массовых праздников в Древней Греции
Сценарная драматургия праздника предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся коллизией или конфликтом. Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является и ...

Теоретико-методологическая база исследования
Исследование происходило следующим образом. Наметив основу плана, я начинал искать все ссылки связанные с пунктами и главами моей работы в различных информационных ресурсах (библиотеки, Internet, специалисты). Получив и проанализировав инф ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация