Анализ мотиваций создания современных частных коллекций

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Анализ мотиваций создания современных частных коллекций

Страница 1

Если говорить о современных тенденциях собирательства, то прежде всего следует отметить, что российский рынок предметов искусства сегодня переживает новое рождение - меняется контингент, структура покупателей, их мотивация. Коллекционеры стали более осмысленно относиться к своим «антикварным вложениям». Разношерстные коллекции периода перестройки, приобретенные на шальные деньги, уступают место тщательно подобранным собраниям. В качестве примера специалисты приводят ситуацию со знаменитой коллекцией «Инкомбанка»: ее продажа была сопряжена с определенными трудностями именно по той причине, что тогда, в начале 90-х годов прошлого века, экспонаты для нее подбирались зачастую бессистемно.

Как свидетельствуют антиквары, сегодня люди все больше склоняются именно к инвестиционному коллекционированию. «Собирая картины какого-нибудь художника, знатоки зачастую заботятся не только о полноте собрания, но и о его финансовой привлекательности. Если та или иная картина относится к неудачному периоду в творчестве конкретного автора, то ее чаще всего не покупают. Рынок предметов искусства и антиквариата является весьма привлекательным, почти на сто процентов надежным способом размещения капитала с точки зрения его сохранения, а главное, увеличения.

Наиболее ликвидным остается изобразительное искусство - живописные полотна, иконы, графика. Причем это необязательно должен быть антиквариат в прямом смысле слова (то есть предметы, датированные периодом до 1938 года, - так в настоящий момент определяются старинные вещи): картины 50-х, 60-х и 70-х годов столь же популярны и растут в цене ничуть не меньше более ранних. Живопись легко купить и практически столь же легко продать. С другими предметами антиквариата - мебелью, посудой, старинным оружием и драгоценностями - все гораздо сложнее: выгодно продать их непросто.

Художественные салоны выполняют на рынке антиквариата ту же роль, что и брокеры на фондовой бирже: берут свою комиссию с каждой сделки и иногда помогают в выборе объекта покупки.

Несмотря на растущий интерес к коллекционированию, мы не можем утверждать, что интерес к собирательству в России приобрел устойчивую тенденцию. Сегодня центр коллекционирования русского искусства находится все-таки в США. Именно здесь созданы необходимые условия для формирования нового круга собирателей, сохранивших причастность к российской художественной культуре и в полной мере оценивших сугубо американские возможности реализации своих организационно-художественных замыслов. Это люди, состоявшиеся в новом мире и в новой социальной ситуации. Они отличаются напором, схожим с напоритостью и агрессивностью пионеров американского коллекционирования, но вместе с тем - это люди, вносящие в сам процесс собирательства много частного, личного, человеческого. Этим, собственно, они и интересны. К такому типу коллекционеров «новой волны» и относится, например, Юрий Трайсман. В его коллекции более двух тысяч произведений русской живописи, графики, скульптуры, представляющих все направления русского авангарда преимущественно послевоенного времени. Выставки произведений из коллекции Юрия Трайсмана неизменно пользуются большим успехом. А география выставок говорит сама за себя - Государственный Русский музей (Санкт-Петербург, февраль-апрель 1999г.), Государственная Третьяковская галерея (Москва, май-июнь 1999г.), Музей искусств в штате Огайо (ноябрь-декабрь 1999г.), и др.

Юрию Трайсману удалось решить не только задачи собственно эстетического характера, связанные с отбором и представлением зрителям действительно выдающихся произведений искусства, но и сверхзадачу культурно-исторической значимости - восстановить справедливость по отношению к искусству, в тоталитарный период гонимому государством и ввиду своей «неофициальности» не входившему в дозволенный властями музейно-выставочный и научно признанный оборот.

Неофициальное искусство (в научном, критическом, публицистическом обиходе выступающее под многими именами - «другое искусство», «андерграунд», «нонконформистское искусство», «второй русский авангард», «запрещенное искусство» и т.п.), хронологические рамки которого обозначены хрущевской «оттепелью» и временем горбачевской либерализации, полноценную музейную репрезентацию на родине обрело лишь в самом начале 90-х годов ХХ в., когда в Государственной Третьяковской галерее, а затем и в Государственном Русском музее прошла обобщающая выставка «Другое искусство». Но коллекционирование произведений неофициальных художников началось задолго до этого периода.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

«Аленушка»
В. Васнецов в своих картинах передает всю гамму человеческих чувств. Если в богатырях он передает, мощь и силу то в картине Аленушка автор передал печаль, задумчивость и красоту деревенской девочки. Васнецов рассказывал своему брату, что ...

Предпосылки появления проблемы сохранения и использования нематериальных объектов наследия
На деле музеи уже не первый год и даже не первое десятилетие сохраняют объекты нематериальной культуры (по крайней мере, некоторые из них – преимущественно те, которые связаны с фольклором, производственным процессами, отчасти с традицион ...

Философия пустоты
Минимализм есть поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линий, аскетизмом цветового решения, однако его сдержанность, лаконичность полны внутренней энергии. Благодаря этому дом становится не консервативной кр ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация