Завершить наше исследование хотелось бы некоторыми умозаключениями относительно путей активизации современного до-музейном собирательства.
1.Необходимо отметить, что собирательство (в том числе музейное) на Западе и в России - диаметрально противоположные вещи. В России это основано на поддержке государства со всеми вытекающими отсюда последствиями: комиссии, заседания, обсуждения и т.п. В этих условиях очень трудно собирать качественные коллекции. На Западе создание музеев, их жизнь в большинстве случаев поддерживается частными лицами или частными фондами. Это может быть чистый альтруизм, может быть какой-то расчет, но художественная культура с их помощью развивается гораздо более интенсивно. Поэтому, на наш взгляд, в рыночных условиях, скорее всего новые музейные коллекции будут формироваться как частные организации.
2.Искусственно активизировать процесс собирательства сложно. Прежде всего в стране должны быть созданы социально-культурные и экономические условия, при которых гражданам было бы интересно и выгодно приобретать или собирать коллекции. Из чего следует, что низкий жизненный уровень нашего населения - факт сдерживающий развитие собирательства. Воспитание у подрастающего поколения высокого эстетического вкуса и потребностей – одно из важнейших задач современной системы образования. Без воспитания эстетической потребности в душе человека вряд ли проснется интерес к художественным ценностям.
3.На мой взгляд, во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.
Анализ мотиваций до-музейного собирательства, который был предпринят в данной дипломной работе, позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Коллекции и ранние музеи создавал тот, кто имел материальные возможности и желание создать для предметов музейного значения благоприятную социальную среду. Главной движущей силой развития собирательства в самом начале было желание самоутверждения представителей знати. Вместе с тем стал постепенно формироваться тип действительного знатока и любителя редких вещей - представителя третьего сословия. Он собирал прежде всего интересные для него предметы, чтобы получить удовольствие, а не для вложения капитала или поднятия социального престижа. Надо отметить, что деятельность ранних музеев носила ограниченный характер и не имела среди публики широкого отклика. Первые до-музейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.
2. Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.
3. Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.
К сказанному добавим, что благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.
Еще по теме:
Кризис творчества художника
В последующие годы гармоническое единство лучших произведений 1630-х годов постепенно утрачивается. В живописи Пуссена нарастают черты абстрактности и рассудочности. Назревающий кризис творчества резко усиливается во время его поездки во ...
Духовная жизнь человека ХХ века
Современный человек все больше начинает рассматривать искусство с точки зрения повседневного и полезного, относиться к нему как к продукту дизайна, того «бледного удовольствия», к которому все больше стало сводиться эстетическое наслажден ...
Средневековый Арабский Восток
Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пусты ...