Харьковский литературный музей

Культура и искусство » Музеи Харькова » Харьковский литературный музей

Страница 1

Место расположения: г.Харьков, ст.метро "Пушкинская", ул.Фрунзе, 6 тел.: 47-01-09

Музей знакомит с художественной литературой, с историей литературы на Слобожанщине, с современной литературной теорией. Выставки и образовательные программы Литературного музея показывают, как литература влияет на жизнь людей, как она аккумулирует в себе культурный опыт разных сообществ.

История создания

Идея создания в Харькове литературного музея возникла еще в начале 1930-х гг., когда Харьков по праву назывался "литературным Клондайком". Тогда музей литературы представляли в Доме литераторов им. Василия Эллана-Блакитного (ул. Краснознаменная, 4), который в то время был местом как официальных, так и неформальных встреч писателей. Но в Советском Союзе, в состав которого тогда входила и Украина, начались массовые репрессии литераторов.

Появился Литературный музей в Харькове в 1988 г. в особняке начала ХХ в. (ул. Фрунзе, 6) благодаря настойчивым усилиям харьковских энтузиастов. От историко-литературного памятника — Дома литераторов им. В. Эллана-Блакитного — музейному собранию достались лишь аутентичные двери того здания.

Коллекция

Ядро коллекции составляют экспонаты 1910-1930-х из архивов И. Днипровского, В. Титаря, А. Чернышова (книги с автографами, уникальная переписка писателей, периодические издания с комментариями писателей, фотокарточки, личные вещи), оригинальная живопись харьковских художников-авангардистов (коллекция Н. Косаревой), копии и оригиналы документов, переданных МВД Украины (уголовное дело Г. Хоткевича, паспорт Леся Курбаса и др.), мемориальные экспонаты (печатка организации "Вапліте" и др.).

Эта коллекция имеет особую ценность для Харькова, ведь в 1920-х — нач. 1930-х город был местом деятельности писателей периода Расстрелянного Возрождения.

История одного архива

В 1993 г. син украинской переводчицы Марии Пилинской, жительницы легендарного дома писателей "Слово" (ул. Культуры, 9), А.Бугаевский передал музею чемодан с материнским архивом 1920-1930-х. Сотрудники между книгами и документами нашли две записки. "Архив знищити" (рус. "Архив уничтожить"), — вложил предупреждение в чемодан первоначальный владелец архива, драматург 1920-х Иван Днипровский. А его жена Мария Пилинская возразила на это своей запиской: "Прохання зберегти" (рус. "Просьба сохранить"). Мария хранила этот чемодан полстолетия от всех обысков. И почти в полном виде этот архив с автографами М. Хвылевого, М. Кулиша, М. Йогансена, П. Тычины и других оказался в коллекции Харьковского литературного музея.

Выставки

Из-за нехватки площадей в музее не была реализована постоянная экспозиция, посвященная литературной истории Слобожанщины от "Слова о полку Игореве" через эпоху Григория Сковороды до наших дней.

Вместо этого в музее организовываются тематические выставки, посвященные актуальным темам в истории литетаруры и ее связям с сегодняшним обществом.

Приметой Литмузея остаются экспозиции, связанные с темой Расстреляного возрождения. Первая из них — выставка "Українська Голгота" (рус. "Украинская Голгофа" (памяти репрессированных писателей) — стала первой масштабной акцией возвращения имен запрещенных писателей в Украине (1991 г.).

С 2008 года Литмузей также организовывает летние выставки-игротеки и рождественские интерактивные выставки специально для семейного посещения.

Образовательные программы

Для создания удобных и привлекательных возможностей понимания музейной коллекции, тематики выставок, а также творчества отдельных писателей в музее проводятся специальные образовательные программы (занятия). Они готовятся с учетом возрастных особенностей и интересов разных групп посетителей и дают участнику возможность во время занятия активно делится своим мнением, экспериментировать и учиться каким-либо редким умениям, например, вывязывать старинный женский головной убор "намитку".

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Модернистские течения в искусстве
Хотя по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20-30 лет), влияние его в то время на все виды художественной деятельности огромно. Следы модерна можно найти во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в ...

Семейные обязанности и взаимоотношения
Замужество и женитьба не развлечение и не личная прихоть, а естественная жизненная необходимость, связанная с новой ответственностью перед миром, с новыми, еще не испытанными радостями. Это так же неотвратимо, как, например, восход солнца ...

Художественные образы. Орнамент
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которое проявляется во всем, начиная с вы ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация