Харьковский художественный музей

Культура и искусство » Музеи Харькова » Харьковский художественный музей

Страница 1

Адрес: Ул. Совнаркомовская 11, Харьков, 61002 Тел: (057) 7063394, (057) 7063397 Факс: (057) 7063395

Харьковский художественный музей в 2005 году отмечает свой двухсотлетний юбилей. Начало коллекции положено в 1805 г. известным ученым и общественным деятелем, основателем Харьковского университета Василием Назаровичем Каразиным, который приобрел для университета коллекцию Ф.Аделунга: 2477 графических произведений А.Дюрера, Ф.Буше. А имена талантливых воспитанников императорского Харьковского университета И.Бецкого, А.Алферова навсегда вошли в историю Харьковского художественного музея: благодаря их стараниям коллекция обогатилась образцами изобразительного искусства мирового уровня.

В 1886 г. в Харькове открыт первый в Украине художественно-промышленный музей.

На основе этих коллекций и частных собраний образована в 1935 г. Украинская картинная галерея, фонды которой насчитывали 75 тысяч экспонатов. В годы Второй мировой войны удалось сохранить только пять тысяч экспонатов, остальное разграблено, уничтожено.

Из собрания отдела украинского и русского искусства XVI - XX вв. в постоянной экспозиции находится около 250 работ. Среди них - украинская икона XVI-XVIII вв., произведения А.Лосенко, В.Боровиковского, Д.Левицкого, И.Айвазовского, И.Шишкина, В.Поленова, В.Васнецова, В.Орловского, С.Васильковского, П.Левченко, М.Беркоса, Н.Пимоненко, С.Свитославского, И.Репина, И.Труша, В.Сурикова, А.Мурашко, С.Жуковского, М.Нестерова и др.

Самобытностью староукраинской художественной традиции отличаются две ранние иконы из коллекции ХХМ - "Волынская богоматерь" II пол. XVI ст. и "Троица" II пол. XVII ст. со Слобожанщины.

Среди произведений отечественной живописи XVIII-XIX вв. показаны работы художников - признанных мастеров портрета - Д.Левицкого, В.Боровиковского, В.Тропинина. Этот жанр представлен также и работами слобожан. Это "Автопортрет" (1846) Д.Безперчего, представителя харьковской художественной школы, учителя многих известных мастеров, и работа выдающегося мастера крестьянского портрета, живописца и рисовальщика П.Мартыновича "Портрет Олексы Бондаря" (1880).

С Харьковом связано и имя выдающегося мариниста И.Айвазовского, пребывавшего здесь во время Крымской войны 1854-1855 гг. Его марина "Гурзуф" (1859) - один из лучших образцов довольно обширного собрания полотен этого художника в ХХМ.

Почетное место в экспозиции занимают пейзажи представителей харьковской пейзажной художественной школы - С.Васильковского, П.Левченко, М.Беркоса, М.Ткаченко. Среди них такие жемчужины национальной живописи, как "Весна" (1907) М.Ткаченко, "На Харьковщине" П.Левченко, "Улица в Умани" (1895) М.Беркоса, "Казачья левада" (1893) и "Казачий пикет" С.Васильковского. Своеобразным тематически-жанровым продолжением этого видеоряда является картина А.Сластена "Проводы на Сечь" (1889).

Харьковский художественный музей гордится собранием картин И.Репина - самым значительным в Украине. Одиннадцать живописных полотен и восемь графических листов мастера дают представление о разных периодах его художественной деятельности, говорят о многогранности и яркости таланта, широте творческого диапазона. Своеобразность харьковского собрания в том, что большинство работ связано с Украиной: либо тематикой и сюжетами, либо местом создания - Харьковщиной. Центральное место в собрании ХХМ занимает полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1889-1896). Результатом вдохновенного труда Репина над темой из истории запорожского казачества явились два полотна: первое, написанное в 1880-1891гг., принадлежит Русскому музею в Петербурге, второе - Харьковскому художественному музею. В отличие от петербургского варианта с несколько академичной, уравновешенной композицией харьковской картине присуще жанрово-романтическое звучание, более эмоциональный подход к решению исторической темы.

Картина "За книгой" принадлежит кисти тоже уроженки Слобожанщины М.Башкирцевой, чья жизнь, творчество принадлежат как Украине, так и Франции. Полотно "Дама в сером. Татьяна" известного художника А.Мурашко тоже результат его творчества парижского периода и вызывает реминисценции искусства импрессионизма.

Значительная часть теперешнего собрания отдела - это картины, некогда принадлежащие частным лицам. В экспозиции представлены две работы из коллекции П.Харитоненко "Отдых в степи" (1884) В.Орловского и "Портрет Н. Матвеевой" (1909) В. Сурикова, признанный лучшим женским портретом на юбилейной выставке (1998) произведений В.И.Сурикова в Государственной Третьяковской галерее. Из собрания С.Давидова представлены работы разных авторов: "Морозный день" С.Васильковского, "Розы" М.Беркоса, "Девушка в тулупе" Н.Пимоненко, "Богдан Хмельницкий" Н.Ивасюка и др.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Пути активизации собирательства
Завершить наше исследование хотелось бы некоторыми умозаключениями относительно путей активизации современного до-музейном собирательства. 1.Необходимо отметить, что собирательство (в том числе музейное) на Западе и в России - диаметраль ...

Постимпрессионизм
Возникает в 80-х годах 19 века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителя ...

Религия – первооснова культуры и социальной стабильности
В течение многих столетий, например, определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности было правосла­вие. Из 708 дошедших до нас рукописей XI-XIV вв. только 20 были светского содержания. И этимологическое родство обои ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация