Духовная жизнь Японии

Культура и искусство » Культурная и духовная жизнь японцев » Духовная жизнь Японии

Страница 1

Индийская и китайская цивилизация на протяжении веков оказывала немаловажное влияние на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых 2–ух мощных культурных центров ощущается знакомство и с индуизмом, и с конфуцианством, и даже с даосизмом, все-таки важнейшим компонентом той религиозной традиции, которая распространена довольно широко, был буддизм. Это видно на примере Японии. Современные японцы мало религиозны. Синтоистские храмы японцы предпочитают для проведения свадебных церемоний. Похоронные и поминальные церемонии, которым в Японии придают большое значение, проводят в рамках буддисткой направленности.

Синтоизм – это мистическая религия, процесс формирования которой уходит корнями в глубокую древность и включает в себя все присущее первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, магия, культ мертвых, культ вождей и др. Термин синто («путь духов») впервые упомянут в исторической хронике «Нихон Секи» (720 год) – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Древние японцы одухотворяли окружавшие их явления природы, растения, животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществляющим связь с миром духов – к магам, колдунам, шаманам. Позже уже испытывая влияние буддизма, и многое переняв от него, первобытные синтоистические шаманы превратились в жрецов – каннуси («ведущие духами», «хозяева ками»).

Пантеон синтоистических богов огромен и не имеет ограничений. Для отправления обрядов, молитв и свершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, которые перестраивались каждые 20 лет, так как духи именно столько времени могут находиться в статическом положении. Синтоиские храмы делятся на две части: внутренняя и закрытая (хондэн), посещающие храм входя в хондэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним деньги, кланяются и хлопают в ладоши, иногда молятся иногда нет и уходят. Раз или два в году в храме бывают праздники жертвоприношения, когда сюда из синтая перемещается дух божества.

Синтоизм в интеллектуальном отношении, и с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстракционных конструкций был недостаточен для быстро развивающего общества и поэтому проникший с материками буддизм занял ведущие позиции.

Буддизм в Японию проник в середине 6 века, оказался оружием в острой политической борьбе знатный родов за власть. Буддизм в Японии распространился в форме Махаяны и немало сделал для установления и упрочнения развитой культуры и государственности. Не было сделано акцента на ничтожность отдельной личности перед мнением и традиции коллектива в целом. Уже в законе «17 статей» (604 год), содержалась статья 10, в которой говорилось, что у каждого человека могут быть свои убеждения и представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки приходилось действовать, сообразуясь с волей большинства. Буддизм очень укоренился в японской культуре.

В конце 7 века был издан указ об установлении алтарей и изображений Будды во всех официальных учреждениях. В середине 8 века было принято решение о строительстве гигантского храма Тотайдзи в столице Нара, центральное место в храме заняла 16-метровая статую Будды Вайрогана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Между синтоизмом и буддизмом постепенно сложились отношения дружественного нейтралитета.

Конфуцианство в Японии было значительно слабее нежели в Китае, за индивидуумом предполагалось право решать, определять и быть преданным той идее и тому патрицию, которого он сам избрал. Правда выбор делался лишь раз в жизни – за этим вступала в силу практика верности до гроба и готовность умереть за веру или господина. Но право выбора (пусть однократного, не для всех и не всегда!) в принципе все-таки существовало. Японская традиция в сфере генеалогического древа отразилось в сфере самурайской доблести.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

История и культура России в конце xix–начале XX в
Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий – экономических, политических и социальных – между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрик ...

Дом-музей генерала Н.Ф. Ватутина
Открыт в с. Чепухино (ныне с. Ватутино Валуйского района) в 1950 г. Музей расположен в двух строениях: в доме, где родился Н. Ф. Ватутин и в доме, построенном воинами I Украинского фронта для матери генерала после его гибели. Экспозиция м ...

Идейная композиция диалога Платона "Пир"
"Сюжетно" платоновский диалог предстает как череда позиций, высказываемых различными участниками застолья в речах, призванных восхвалить Эрота. Однако разные высказываемые точки зрения предстают лишь при внешнем восприятии тракт ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация