Критерии оценки произведений искусства

Культура и искусство » Музейные коллекции и художественный рынок » Критерии оценки произведений искусства

Отсутствие четких критериев оценки художественных произведений оставляет простор для неадекватного завышения стоимости произведений не заслуживающих особого внимания, и для недооценки произведений достойных. Таким образом, необходимость выработки таких критериев диктуется самой жизнью.

Одним из наиболее очевидных способов оценки, к которому прибегают на рынке произведений искусства является доступность по цене и понятность массами. Очевидно, что этот подход способствует распространению малоценных работ, доступных широкому кругу потребителей. Этот факт нетрудно объяснить стремлением получить максимальные прибыли, что очень хорошо подтверждается фактом существования рынка массового искусства, имеющего огромные прибыли.

Стремясь войти в узкий круг избранных ценителей, многие покупатели выкладывают любые деньги за чуждые им по духу произведения искусства. Многие вещи могут быть непонятны людям в силу сложности их восприятия, но, тем не менее, являться образцами, достойными быть занесенными в сокровищницу человеческой культуры. Но кто даст гарантию, что при таком подходе на Олимп нетленных ценностей будут занесены произведения бессмысленные в принципе, а потому непонятные никому?

Другой критерий оценки - древность. Чем древнее, тем ценнее. То же можно сказать о количественных параметрах произведений искусства. Эксклюзивность всегда увеличивала его цену.

Новизна произведения для восприятия окружающих совершенно очевидным способом влияет на его рыночную стоимость. В ряде случаев, особенно сейчас, в эпоху, когда найти что-то новое сложно, новизна сама по себе расценивается как фактор, увеличивающий стоимость произведения искусства. Причем новизна может касаться как содержания, так и формы.

Как видно из списка приведенных выше критериев, все они касаются в основном внешних по отношению к произведению искусства параметрам. Внутренние же, содержательные параметры (характеристики художественного образа, идейного, ценностного содержания и пр.), поддаются гораздо более сложной оценке, особенно с финансовой точки зрения, поэтому во многом игнорируются.

Музей — сложный организм, который функционирует как система взаимодействия и взаимообусловленности различных сфер. Качественная и эффективная работа музея зависит от успешного развития всех направлений деятельности музея. К основным направлениям музейной деятельности относится фондохранение, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность. В последние десятилетия в музеях активно развиваются информационные технологии. Новые технологии, связанные с решением проблем управления, также находят применение в музейной практике.

Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.

Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

Благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.

Арт-рынок - социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. В исследовании термин «арт-рынок» используется для обозначения понятия товарооборота не столько произведений искусства, но и более широко - культурных ценностей.

Арт-рынок - необходимый элемент развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Еще по теме:

Характеристика исламской культуры
Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Бог ...

Из истории коллекционирования
Коллекционирование считается некоторыми учеными одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах древнего Восто ...

Харьковский художественный музей
Адрес: Ул. Совнаркомовская 11, Харьков, 61002 Тел: (057) 7063394, (057) 7063397 Факс: (057) 7063395 Харьковский художественный музей в 2005 году отмечает свой двухсотлетний юбилей. Начало коллекции положено в 1805 г. известным ученым и о ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация