Культурная жизнь Эпирского царства протекала в сложных исторических условиях, под воздействием многих факторов: общественно-политических, социально-экономических, а порой географических. Расположенный, с одной стороны, между прежними центрами византийской культуры (Константинополем и Фессалоникой, которая непродолжительное время даже входила в его состав), Италией и Сербией — с другой, Эпир выступал своего рода посредником между культурой Восточной и Западной Европы, между славянским населением (сербами и болгарами) и Византией. Как и Никейская империя, он не только претендовал па роль объединителя греков, но и стремился быть защитником и хранителем древней и новой культуры, прибежищем многих просвещенных люден (Иоанна Апокавка, Георгия Вардана и др.), покинувших Константинополь и Афины после взятия их крестоносцами, что способствовало оживлению и подъему культурной жизни в этой некогда отдаленной части Византийской империи.
С первых десятилетий возникновения нового государства широко развернулось строительство, достигшее особого размаха к концу XIII в. Однако вскоре политическое значение Эпира упало, и расцвет архитектуры и изобразительного искусства продолжался здесь недолго.
Строительство в Эпирском царстве было сосредоточено преимущественно в столицах. В Янине (столица в первые десятилетия XIII в.) на острове посреди озера было построено несколько небольших монастырей. Во второй столице — Арте — при Михаиле II Ангеле (1230—1268) на остатках античных стен сооружается цитадель, внутри которой находился царский дворец. В самом городе и его окрестностях возводятся церкви разных типов.
В храмовой архитектуре Эпира можно выделить три стиля, или течения: традиционный, исходивший из общегреческих типов церковных здании (крестово-купольных, центрических и базиликальных) X—XII вв., местный, или «народный» и «ставрэпистегос».
В течение XIII в. в Эпирском царстве строится, перестраивается и расписывается много церквей традиционных типов. После падения Византийском империи в бережном сохранении традиций воплощались и национальное самосознание, гордость за былое величие, и надежда на будущее, и выраженная через традиционные архитектурные художественные формы приверженность православию. Наследуются не только типы церквей, по и масштабы и пропорции. Таковы крестово-купольные (с куполом на четырех опорах — «полный» тип) Красная церковь (Коккини Экклисия, Панагия Веллас) в 30 км к северу от Арты (1281), церковь св. Димитрия в Арте (второй период строительства, конец XIII в.), крестовокупольная двухопорная церковь Николая Родиас в Арте (вероятно, 1260 1270 с годы или конец XIII в.), трехнефный купольно-базиликальный храм Влахернского монастыря в Арте (сер. XIII в., второй период строительства), трехнефный базиликальный с деревянным покрытием храм Панагии Врио ни у деревни Ниохораки близ Арты (около 1238 г.) . В памятниках традиционного стиля нельзя обнаружить никакого движения архитектурной мысли. Смысл его заключался как раз в консерватизме, в охранительном отношении к прошлому.
Более широко было распространено течение, которое можно назвать местным, или «народным». Оно зародилось в Греции ещё в VIII — IX вв.; постройки представляют собой однокамерные купольные залы, сложенные из грубого камня. Позднее «народное» течение в архитектуре широко распространилось и с XIII в. представляло уже целый слой художественного творчества, распадающийся на несколько вариантов упрощенных церковных зданий, соответствующих нуждам небольшого поселения. В архитектуре Эпирского царства это течение представлено почти исключительно однокамерными церковными зданиями: однонефной базиликой, покрытой деревянной кровлей, однонефной сводчатой или купольной базиликой. Эти постройки были распространены повсеместно. Отметим наиболее значительные: церковь св. Василия в Арте (начало XIV в., позднее пристроено еще два нефа) представляла собой однонефную базилику, покрытую деревянной крышей, с куполом, укрепленным на стенах; церковь св. Николая (XIII в.) в Янине была построена как однонефная сводчатая базилика; церковь св. Василия у моста в Арте — однонефная купольная базилика, крестообразная в плане, и т. д.
Конструкция и композиция этих церквей, вобравших в себя образцы «большой» архитектуры, очень просты, приспособлены к возможностям народных мастеров-строителей. Здания сложены из грубых кусков камня. Этому стилю, однако, присуща и своя привлекательность. Интерьер и конструкция здания подчинены одному стремлению общения с Богом. Геометрические объемы церквей прекрасно сочетались с ландшафтом или средой и были очень выразительны.
Еще по теме:
Новый этап в развитии любительского движения
Из вышесказанного возникает объективная необходимость формирования нового этапа в развитии любительского движения, главными чертами которого могут стать: создание условий для приоритетного развития качественных сторон любительского движе ...
Духовная культура чеченского народа
В XVI-XVIII вв. чеченцы, особенно равнинные, уже имели письменность. Они пользовались арабской графикой и писали на литературном языке, так называемом «книжном тюрки», распространенном на Северном Кавказе и являвшемся языком межнациональн ...
Белгородский
государственный художественный музей
Белгородский государственный художественный музей - один из самых молодых художественных музеев России. Был открыт для посетителей 26 июля 1983 г. Основатель: Михаил Николаевич Добронравов (1904-1979 гг.)
Занимает здание, построенное в 1 ...