Искусство Возрождения

Культура и искусство » Наука Эпохи Возрождения » Искусство Возрождения

Страница 12

Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы. Но остался целый мир, созданный им.

Замечательными художниками этого периода был Джорджоне (1477 – 1510 г.г.), создавший знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477 – 1576 г.г.), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников.

К концу XV – первой трети XVI века относится расцвет творчества Ариосто (1474 – 1537 г.г.), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие необыкновенные приключения.

Следующий этап в культуре Возрождения – Позднее Возрожде­ние, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х г.г. XVI века по конец XVI – первые годы XVII века.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е г.г. XVI века здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движе­ния. В середине XVI века папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христиан­ской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс…» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 году в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно, автор знаменитого сочинения «О бес­конечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494 – 1557 г.г.), Бронзино (1503 – 1572 г.г.), скульптор Челлини (1500 – 1573 г.г.). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528 – 1588 г.г.), Тинторетто (1518 – 1594 г.г.), Караваджо (1573 – 1610 г.г.), братья Караччи (семья итальянских художников: Лодовико (1555 – 1619 г.г.), его двоюродные братья Агостино (1557 – 1619 г.г.) и Аннибале (1560 – 1609 г.г.). Наиболее известен Аннибале). Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение куль­тур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV веке гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV века, оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрес­сивную интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литерату­ры был Иоганн Рейхлин (1455 – 1522 г.г.), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей – магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Рефор­мации – движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких невер­ных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлявший движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер, считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторон­ники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер пер­вым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще по теме:

Народная драма
В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отре ...

Переход от модерна к постмодерну
Первая треть нашего столетия отмечена появлением целого ряда культурологических концепций, отразивших, с одной стороны, ситуацию кризиса, неопределенности и неуверенности в будущем, а с другой - надолго определивших направление и характер ...

Проблемы режиссуры: организация и постановка массовых зрелищ
Сегодня в режиссуре массовых зрелищ четко выделяют такие формы театрально-концертных зрелищ как театрализованный концерт, театрализованные зрелища разных видов. Они являются основными компонентами массового, зрелища при этом каждый из них ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация