Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы. Но остался целый мир, созданный им.
Замечательными художниками этого периода был Джорджоне (1477 – 1510 г.г.), создавший знаменитые полотна «Юдифь» и «Спящая Венера», и Тициан (1477 – 1576 г.г.), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников.
К концу XV – первой трети XVI века относится расцвет творчества Ариосто (1474 – 1537 г.г.), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие необыкновенные приключения.
Следующий этап в культуре Возрождения – Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х г.г. XVI века по конец XVI – первые годы XVII века.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е г.г. XVI века здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI века папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс…» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 году в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно, автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, были Понтормо (1494 – 1557 г.г.), Бронзино (1503 – 1572 г.г.), скульптор Челлини (1500 – 1573 г.г.). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528 – 1588 г.г.), Тинторетто (1518 – 1594 г.г.), Караваджо (1573 – 1610 г.г.), братья Караччи (семья итальянских художников: Лодовико (1555 – 1619 г.г.), его двоюродные братья Агостино (1557 – 1619 г.г.) и Аннибале (1560 – 1609 г.г.). Наиболее известен Аннибале). Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.
Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV веке гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.
В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV века, оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.
Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455 – 1522 г.г.), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей – магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени.
Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации – движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлявший движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер, считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.
Еще по теме:
Эволюция массовых зрелищ
Массовые зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков. Зрелище – одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать в детской игре, в обычаях и обрядах. Зрелищем была сама природа, ее красота, ее стихия. Чело ...
Кино как явление технократической культуры
Одним из главных явлений культуры технократического общества ХХ столетия стал кинематограф. Его появление стало возможным благодаря современным научным открытиям и техническим достижениям. Создание фильма не только художественный поиск, н ...
Русская культура на рубеже веков
Понятием «национальный характер» сегодня активно пользуются политики, ученые, писатели, журналисты. Часто в понятие национального характера вкладывается самый различный смысл. Долгое время ученые вообще спорили о том, существует ли он ...