Искусство Возрождения

Культура и искусство » Наука Эпохи Возрождения » Искусство Возрождения

Страница 2

Изобразительное искусство в эпоху Возрождения достигает невиданного расцвета. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520 г.г.), Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 г.г.) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило «золотого сечения» в построении человеческого тела. Леонардо да Винчи характеризует живопись как «величайшую из наук». Принцип «природосообразности», стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения.

Работы художников становятся подписными, т.е. подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания «божественный». Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто «Микеланджело Буонаротти». У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, – обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

Характерной чертой Ренессанса была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм лично­сти Возрождения: мастера Ренессанса, особенно Высокого, совмещали в себе и художников, и поэтов, и ин­женеров, и музыкантов. Наиболее яркими приме­рами титанов Возрождения можно на­звать Леонардо и Мике­ланджело. Эти мастера представляют два полюса Возрождения. Они сходны лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолже­ния в рамках стиля Ренессанс; после них была новая эпоха, но­вое направление как в куль­туре, так и в миропонима­нии. А в остальном – это две противоположности как в искусстве, так и в архитектуре, и в судьбе. Если у Микеланджело все его замыслы, какими бы гени­альными и грандиозными они не были, остаются в пределах его физических воз­можностей, выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они были осущест­влены, т.к. для Микеланджело невы­полнение чего-либо было огромной душевной мукой. Материализация, пластиче­ская определенность были более всего важны для него. Но в творчестве Микеланджело присутст­вует внутренняя незакон­ченность. Для Леонардо же неза­конченность вообще не тра­гедия, она не ставит под сомнение его творческого ге­ния. Его более интересовало начинание, поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение ра­боты переставало его инте­ресовать. Микеланджело был не только великим художником, но также поэтом, политическим деяте­лем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряш­ливым и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем творчестве он предстает титаном как физически, так и духовно. По словам Ва­зари, Микеланджело тяготился своим гением, а стремление к за­вершенности заставляло его работать до изнеможения. Нет художника более матери­ального, чем Микеланджело, потому что избыток духа порыва­ется осуществиться в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы изнутри. Леонардо был полной противопо­ложностью Микеланджело. Хотя он был не так богат, но всегда был изысканно одет, красив, располагал к себе сердца. Для Леонардо главное – постиже­ние всего в мире до послед­него предела. По своему строю творческого мышления - это отстраненный, наблю­дающий ум. Он не в силах был ограничиться живопи­сью и вообще искусством. Он был инженером, конструк­тором. При встрече короля Франциска I Леонардо сконст­руировал механического льва, который прошел по залу 200 м, а когда остано­вился перед королем, из его груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если Микеланджело можно назвать самым гениальным художником Возрождения, то Леонардо – самым великим замыслом художника Ренессанса. Микеланджело материализовал дух, а Леонардо одухотворял природу. Если Леонардо и Микеланджело можно представить как 2 полюса Возрождения, то его серединой можно назвать Рафаэля. Именно его творчество наиболее полно выразило все принципы Возрождения, оно уложилось внутри Ренессанса. Искусство Рафаэля на все вре­мена стало символом гармонии, воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деяте­лям Возрождения, таким, как основа­тель и крупнейший пред­ставитель северного Возрождения А. Дюрер; итальянский историк, поэт, философ и дипломат Макиа­велли, гуманист Пико Мирандолла и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Значение «глаголицы» в культурном развитии нашей страны
Ранее я уже говорила об образовании первых школ на Руси с появлением азбуки. По мимо глубокого влияния на социальную сферу общества, «глаголица» являлась толчок к развитию русской культуры. Но как? Ответ очень прост. С появлением письмен ...

Письменность
Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы, не имеющие окончаний н ...

Мелкая пластика — определение
Искусство скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур. Оно включает в себя — огромное разнообразие направлений, материалов, техник. Мелкая пластика или скульптур ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация