Николо-Угрешский монастырь

Культура и искусство » Николо-Угрешский монастырь

Страница 3

В первые годы XX века Николо-Угрешская обитель числилась среди наиболее посещаемых паломниками. Монастырские святыни - главным образом, иконы Святителя Николая и Божией Матери "Взыграние" - притягивали сюда множество людей. Монастырь славился своей благотворительной деятельностью. В здешней больнице лечились и получали бесплатно лекарства более пяти тысяч человек в год.

Но уже в 1918 году, когда иным нашим монастырям, далеко отстоявшим от столиц, еще удавалось сохранять свой уклад и жить привычной жизнью, в Николо-Угрешский монастырь явились первые "экспроприаторы". Они потребовали выдать лошадей для военных нужд, на что настоятель ответил им: "Вашей советской власти не признаю, делайте, что хотите, грабьте без моего разрешения". Угрешские монахи в это время поспешили в окрестные деревни за помощью. Вскоре у стен монастыря собралась толпа крестьян. Недолго думая, крестьяне повязали представителей власти и заперли их в пожарный сарай. Через некоторое время их освободила оттуда местная голытьба.

Изъятие церковных ценностей и зданий было продолжено. В 1919 году монахам пришлось организоваться в так называемую "Николо-Угрешскую трудовую общину". Таким путем они надеялись сохранить хотя бы оставшуюся к тому времени у них часть монастырской земли и построек (большей частью земли и зданий уже завладел Наркомпрос - для устройства детской колонии и дома отдыха). Однако это помогло лишь на некоторое время. В 1924 году монастырь был передан Московскому отделу народного образования, а в 1925 году Президиум Моссовета сначала принял решение "освободить монастырь от монахов", а потом постановил закрыть все монастырские церкви, кроме Петропавловской. В 1928 году закрыли и эту церковь. Казалось, что Николо-Угрешская обитель прекратила свое существование.

Но пришли новейшие времена, и все изменилось. В 1991 году Николо-Угрешский монастырь был передан Русской Православной Церкви. О том, как живет сегодня знаменитая обитель, мы расскажем в разделе "Монастырская жизнь".

Не раз печалился прп. Пимен Угрешский о том, что везде-де "храмы обширны и благолепны, только на Угреше нет ни одного просторного храма". В 1870-е годы он уже всерьез задумывался о постройке подобного храма, поскольку к этому времени обитель была вполне "достаточна" и монастырские доходы можно было пустить на строительство.

8 ноября 1879 года архимандрит Пимен получил благословение от митрополита Макария на возведение Спасо-Преображенского собора. Строить решено было "по образцам древнейших храмов русско-византийского зодчества". Эпоха классицизма отошла, оставив по себе величественные церкви в Санкт-Петербурге, Москве, по многим русским городам и весям. Однако: "Великолепен Исаакиевский собор, - отмечал отец Пимен, - но он не имеет того древнего благолепия, к которому мы с детства привыкли, и, глядя на эту базилику, не думается, что стоишь перед православным храмом ."

Сначала к работе над проектом привлекли Б.В. Фрейденберга, но его чертеж собора не удовлетворил заказчиков, и продолжил работу архитектор А.С. Каминский. У настоятеля Николо-Угрешской обители не было иллюзий относительно скорости строительства столь мощного и дорогостоящего сооружения. Он говорил о соборе: "При помощи Божией, можно надеяться, что лет в десять-двенадцать придет к окончанию".

Строительство и отделка Спасо-Преображенского собора были завершены в 1894 году, 24 августа состоялось его торжественное освящение. В то время паломников поражал интерьер храма. Фрески, резной пятиярусный иконостас, узорочье древнерусских орнаментов - все это необычайно гармонично сочеталось между собой, и потому храм "не подавлял" вошедшего, как это иногда бывает с большими соборами, но "возносил в горняя".

Совсем в ином смысле поразил Преображенский собор реставраторов и первых насельников монастыря, появившихся здесь в начале 1990-х годов. Все пять куполов были сломаны, внутри храм выгорел, в трапезной находился спортивный зал детско-юношеского клуба самбо и дзюдо, в нижнем этаже расположились мастерские жилищно-кооперативного общества. Десять лет понадобилось на то, чтобы хотя отчасти восстановить собор.28 мая 2000 года его торжественно освятил Святейший Патриарх Алексий П.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Нижегородский костюм
Буйство красок и фактур материалов отличают этот костюм, которому нет похожих ни в одном регионе России. Форма костюма строится исходя из головного, плечевого и талиевого опорных поясов. На головном опорном поясе крепится необычный по фо ...

Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера
В первой половине XX века известность получила также социологическая концепция культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера. М. Вебер (1864-1920) совместно с Дильтеем и Риккертом разработали социологическую концепцию ценностей и ценностных суж ...

Примеры авторов современного искусства мелкой пластики
Жогин Олег - Скульптор Родился в 1947 году, в городе Армавир, Краснодарского края. Закончил художественное училище им. Серова, затем, в 1989, Институт им. Герцена, художестенно-графический факультет. Преподавал в студии скульптуры в Юсу ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация