Новодевичий монастырь

Культура и искусство » Новодевичий монастырь

Страница 5

В августе 1612 года близ монастырских стен происходили сражения второго земского ополчения с войском гетмана Ходкевича. Именно со стороны Новодевичьего монастыря неприятели пытались прорваться на помощь к находившемуся в Китай-городе и Кремле польскому гарнизону, но у Чертольских ворот встретили упорное сопротивление воинов К. Минина и Д. Пожарского. Гетман Ходкевич был вынужден отступить. Поляки прошли через Новодевичий монастырь на Воробьевы горы, а оттуда - к Донскому монастырю.

Борьба за освобождение русской столицы продолжалась еще некоторое время. Но, лишенный продовольствия и подкреплений, польский гарнизон был обречен. 22 октября 1612 года русские штурмом взяли Китай-город, а затем был сдан и Кремль. Москва избавилась от интервентов. Постепенно стал восстанавливаться государственный порядок на территории России. Сказалось это и на судьбе Новодевичьего монастыря - в разоренную обитель возвратились успевшие скрыться в безопасном месте монахини. Привезли уцелевшие иконы, книги, церковную утварь.

Несмотря на пережитые монастырем в годы Смуты бедствия, он по-прежнему оставался местом пострижения многих знатных лиц. Даже в трудные и опасные времена здесь находились, хотя и не постоянно, Ксения Годунова (в период правления Лжедмитрия I), а затем жена свергнутого царя Василия Шуйского и мать Михаила Федоровича Романова.

В середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, произошло воссоединение Украины с Россией. Это важное в истории государства, но, казалось бы, далекое от тихой иноческой жизни событие, все же не прошло бесследно и для Новодевичьего монастыря. С этого времени монастырь на долгие годы стал местом пребывания православных инокинь с Украины и из Белоруссии.

Наибольшего же расцвета Новодевичий монастырь достиг в годы правления дочери царя Алексея Михайловича, царевны Софьи.

После смерти царя Федора Алексеевича обострилось противоборство за власть между двумя придворными группировками, одна из которых хотела видеть на престоле Ивана Алексеевича (сына Марии Милославской), а другая - Петра Алексеевича (сына Натальи Нарышкиной). В мае 1682 года стрельцы, подстрекаемые Милославскими, подняли в Москве бунт и расправились с некоторыми видными представителями противоположной партии. В результате этих событий власть фактически перешла к царевне Софье Алексеевне, назначенной регентшей при неспособных самостоятельно править царях - болезненном Иване и малолетнем Петре. Софья, именовавшаяся государыней, распоряжалась делами в столице, а ее младший брат Петр вместе с его матерью были удалены из царского дворца и жили в подмосковных селах. Однако положение правительницы оставалось непрочным, срок ее властвования был ограничен временем совершеннолетия Петра.

В 1682-1689 годах, когда царевна Софья стояла у власти, она давала щедрые пожертвования на Новодевичий монастырь, словно предчувствуя, что в этой обители ей суждено окончить свои дни. В этот период возводятся некоторые новые величественные здания, ремонтируются и украшаются те, что существовали и прежде. Если до конца XVII века в Новодевичьем монастыре было только два каменных храма - Смоленский собор и Амвросиевская церковь, то в 80-х годах указанного столетия в пределах обители сооружаются одно за другим несколько строений. Так, в 1685-1687 годах была возведена трапезная с двухэтажной Успенской церковью. Большое внимание уделяется южным и северным монастырским воротам. В 1683-1689 годах они перестраиваются, причем южный въезд в монастырь украшается надвратной Покровской церковью, а над северными воротами возводится шестиярусный пятикупольный Преображенский храм. Создаются и каменные жилые палаты, известные сейчас под наименованием Лопухинских и Мариинских. Сама царевна Софья во время посещения святой обители любила останавливаться в особых деревянных хоромах, просуществовавших до 1795 года. Помимо указанных зданий несколько позже, в 1689-1690 годах, была построена пятиярусная семидесяти двух метровая колокольня, после создания которой каменный ансамбль монастыря выглядел вполне завершенным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Философия Эпикура
Обращена к человеку была и философия Эпикура (341–270). В 307 году в Афинах он основал школу в одной из рощ, назвав ее «Садом». На воротах красовалась надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Снова, ...

Цивилизация запада в XX веке
Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизац ...

Проблемы режиссуры: организация и постановка массовых зрелищ
Сегодня в режиссуре массовых зрелищ четко выделяют такие формы театрально-концертных зрелищ как театрализованный концерт, театрализованные зрелища разных видов. Они являются основными компонентами массового, зрелища при этом каждый из них ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация