Современное положение ногайцев

Культура и искусство » Ногайский этнос: прошлое и настоящее » Современное положение ногайцев

В настоящее время ногайцы (ногъай) - один из тюркоязычных народов Северного Кавказа. Общая численность в России и странах СНГ составляет около 90 тыс. человек. Основная область расселения ногайцев - территория Ногайской степи; ныне она расчленена административно-территориальными границами между Дагестаном, Чечней и Ставропольем. В Республике Дагестан проживает 34,4 тыс. чел., или 37 % всех ногайцев. Сельское население ногайцев - около 87% всех ногайцев - расселено в четырех районах: Ногайском (82 % населения района), Бабаюртовском (16 %), Тарумовском (8 %) и Кизлярском (7,8 %). В поселке Сулак они составляют более половины жителей. Незначительное число ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте. В Ставрополье их количество насчитывает 18,5 тыс., Чечне - около 10 тыс., Карачаево-Черкесии- 13,5 тыс. и Астраханской области - около 10 тыс. За пределами страны они живут в Турции, Румынии и других государствах [1, С. 9].

В 1888 году Караногайское приставство вместе с Кизлярским уездом были переданы Терской области. С этого времени до 1920 года Ногайская степь находилась в составе Терской области. В 1922-1924 гг. Ногайская степь вошла в состав Дагестана.

В 1938 году районы проживания ногайцев вместе с Кизлярской зоной были переданы в состав Орджоникидзевского края (так назывался в то время Ставропольский край).

В 1944 году после упразднения Чечено-Ингушской АССР была образована Грозненская область, куда были переданы районы Ногайской степи. Последняя административно-территориальная реорганизация территории ногайцев произошла в связи с реабилитацией чеченцев и ингушей и восстановлением их республики. Указом ПВС РСФСР № 721/4 от 9 января 1957 года Ногайский, Кизлярский и Тарумовский районы вошли в состав Дагестана, Шелковской район - в состав восстановленной Чечено-Ингушетии, а Нефтекумский район оказался в Ставропольском крае. Так этническая территория ногайцев оказалась разделенной по разным субъектам федерации и возникла противоречивая общественно-политическая обстановка среди ногайцев региона.

Этнодемографическая ситуация в районах проживания ногайцев довольно-таки пестрая, и во всех районах, кроме Ногайского, ногайцы составляют меньшинство. Только в Дагестане ногайцы имеют административный район со своими национальными кадрами, администрацией, налаженной системой образования и культурного обеспечения - это Ногайский район. Стремления ногайцев других регионов к созданию национальных районов пока не дали никаких результатов.

В советский период мелкотоварные, в основном скотоводческие, хозяйства Ногайской степи постепенно сменились крупными многоотраслевыми хозяйствами, оснащенными современной техникой. Было поставлено на научную основу улучшение продуктивности животноводства. В госплемзаводе «Червленные буруны» были выведены местные породы тонкорунных овец.

В этот же период в духовной культуре ногайцев произошли значительные преобразования. Сложилась ногайская интеллигенция, развивается ногайская литература. Дагестанцам хорошо известны представители ногайской интеллигенции: А.Х. Джанибеков, Ф. Абдулжалилов, Б. Кулунчакова, Э. Аджигельдиев, К. Темирбулатова и др. Открылись школы, и преподается родной язык.

В Ногайском, Каясулинском, Ачикулакском районах, в Карачаево-Черкессии издавались газеты на ногайском языке (в настоящее время только в Ногайском районе и Карачаево-Черкессии). В г. Кизляре функционировало педагогическое училище, готовившее учительские кадры родного языка, но оно было закрыто после 1957 года.

В конце 50-х годов руководство Ставропольского края и Чечено-Ингушетии закрыло ногайские школы, перестала издаваться газета на ногайском языке.

Еще по теме:

Историко-театральный музей М. С. Щепкина
Находится в г. Алексеевка Яковлевского района (6ывшее с. Красное Обоянского уезда). Здание музея построено в 1988 г. В музейный комплекс входит реконструированная крестьянская усадьба второй половины XIX в. со всеми надворными постройками ...

Культурологические теории в России
Культурологические идеи в России как форма национального сознания. Проблема антагонизма России и Запада в учениях П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.Е. Киреевского. Славянофильство и западничество. Культурологические теории Н.Я. Данилевского ...

Философия пустоты
Минимализм есть поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линий, аскетизмом цветового решения, однако его сдержанность, лаконичность полны внутренней энергии. Благодаря этому дом становится не консервативной кр ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация