Наиболее значимые русские иконы Богородицы

Культура и искусство » Образ Богородицы в русской иконе » Наиболее значимые русские иконы Богородицы

Страница 2

Войдя внутрь церкви, сразу же обнаружила на стене фреску, изображающую Божию Матерь Печерскую. Но тут с ней случилось нечто странное: она упала на пол, стала корчиться и потеряла сознание. Очнувшись, Александра почувствовала, что сможет получить исцеление. На следующий день она вновь была в церкви, усердно молилась пред образом о выздоровлении и только захотела приложиться к изображению, как почувствовала внутри себя некое непонятное движение и совершенное выздоровление.

С тех пор икона стала считаться способной на исцеления и, будучи причисленной к чудотворным, стала называться Ярославской (Печерской).

В первой половине XX века чудотворное изображение было уничтожено.

Иконографический тип иконы - Одигитрия. На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях, благословляющим руками преп. Антония (слева) и Феодосия (справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает Божия Матерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил). Чудотворный образ напоминает более известную в России икону «Державную» [2, 102-104]

Феодоровская икона Божией Матери - почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку легенда связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

О появлении этой иконы на Руси ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку.

По распространённому преданию, в 1613 году Феодоровской иконой благословили при избрании на царство Михаила Фёдоровича, основателя династии Романовых. Это сделало икону особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 году по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой.

С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви.

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой.

Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта [3, 59-60].

Донская икона Божией Матери - икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней: на лицевой стороне помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.

По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа (по юлианскому календарю).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Историография
Литературный язык породил не только поэтические произведения. Прозе при дворе также уделялось внимание, особенно историческому жанру, главным образом хронике. Авторы обычно довольствовались тем, что излагали события прошлого, подчеркивая ...

Сюрреалист-Знаменитость
По возвращении из поездки в Соединенные Штаты в 1937 году, Дали участвует в другой международной выставке сюрреалистов, на этот раз - в Париже. Теперь он создал сюрреалистическую композицию "Дождливое такси". Она представляла с ...

Культура и религия
Сейчас уже редко можно встретить противопоставление куль­туры и религии, сведение последней к сумме «предрассудков, ил­люзий и обмана, изничтожаемых светом разума». Сторонники та­кого противопоставления обычно ссылаются на те исторические ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация