Образ Давида в исполнении Бернини

Культура и искусство » Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения » Образ Давида в исполнении Бернини

На заре Нового времени, точнее даже сказать - на переломе эпох, к образу Давида обратился выдающийся скульптор, архитектор, живописец, декоратор Лоренцо Бернини - основоположник стиля зрелого барокко. Его "Давид "создан в 1623 г. (рис.3). Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен. Теперь именно общество является центром, все рассматривается через призму его интересов.

Скульптор запечатлел сам момент схватки и предельного напряжения сил, моральных и физических. Тело героя закручено в тугую спираль, что дает невиданный ранее заряд пластической энергии. Мышцы всего тела напряжены и готовы к борьбе. Фигура резко смещена со своей вертикальной оси — стремительным наклоном корпуса вправо, широким взмахом шага с упором на правую ногу. Лицо сведено гримасой ярости. Особо резко подчеркнут рот, сжатый до такой степени, что губы фактически не видны — видимо, боец закусил их до крови.

Таким образом, мудрое равновесие образа, уверенность в своих силах — то, что подчеркивалось скульпторами Возрождения, — для Бернини, мастера XVII в., было уже недостаточным. Ему нужны бурные эмоции, жизненный трепет, то есть чисто человеческие страсти, которые он великолепно воплощает в мраморных формах Давида.

Давид у Бернини - взрослый мужчина, перенесший множество испытаний. Хочется особо подчеркнуть, что в этой статуе Бернини выходит за рамки господствовавшего в его время стиля барокко. Он, как и мастера Ренессанса, ставит в центр своего произведения проблему человека, но звучит она уже совершенно по-иному. В противовес завершенному действию в статуях Донателло и Микеланджело, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения, Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен [4]. Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме "Давида", поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма совершенно нового типа.

Рис. 3. Бернини. Давид. 1623 г.

К образу Давида обращались крупнейшие мастера: Донателло, Микеланджело, Бернини. Они создали статуи, не просто вошедшие в золотой фонд искусства, а ставшие этапными в развитии мировой скульптуры. Если говорить о художественной эволюции образа, то он все дальше уходил от библейской первоосновы. Нарастал драматизм сюжета. Донателло изображает победоносного Давида, Микеланджело - готовящегося к схватке, уверенного в своих силах. У Бернини мы видим разгар боя, причем в композиции ничто не указывает на его победоносное завершение. Усложняющееся содержание вело и к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (ранний Ренессанс - подросток; высокий Ренессанс - развитый юноша; Новое время - взрослый мужчина). Соответственно, и выглядел он у мастеров по-разному.

Донателло изобразил Давида в виде подростка. Здесь у художника еще сохраняются отголоски готики. По мнению некоторых ученых, Донателло специально изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу ему помогла высшая сила.

У Микеланджело Давид действительно герой, атлет, в победу которого над гигантом Голиафом мы можем поверить. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе.

Давид Бернини - это противовес завершенному действию в статуях Донателло и Верроккьо, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения. Теперь, когда именно общество является центром и все рассматривается через призму его интересов, способ изображения совершенно иной. Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует рассмотрения с разных сторон. Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен.

Таким образом, через образ Давида мы можем проследить, как эпоха влияет на изображение обнаженного мужского тела.

Еще по теме:

Стиль Шанель
«Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности». Габриэль Шанель «Я - против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду потому ...

Наука и образование
«К концу 1927 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные к этому времени в городах составляли 79%, а в деревне — 4,3%. В 1927 г. СССР занимал по уровню грамотности 19-е (!) место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и стар ...

Религия
Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при мно ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация