Леон Батиста Альберти о роли искусства в обществе

Культура и искусство » Леон Батиста Альберти о роли искусства в обществе

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Он оставил свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи. Создал свою этико-философскую систему, в основе которой лежала достаточно оригинальная концепция человека.

Альберти рассматривал человека как существо, изначально совершенное, и мыслил его предназначение как сугубо земное. Природа так же совершенна, поэтому если человек будет следовать ее законам, он может обрести счастье. Человек познает законы природы благодаря разуму. Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». А.Б.Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Он вкладывает в понятие деятельности моральный смысл: счастья можно достичь, лишь упражняясь в добрых делах, т.е. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры; он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).

Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом, или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.

Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности; в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Такое идеальное общество мыслится им в форме совершенного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве. Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного; его планировка, интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Архитектура для А.Б.Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и поэтому превосходит их все.

А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

Еще по теме:

Характеристика календарных праздников
С момента появления человека на земле он постоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. Веками создаются и развиваются трудовые навыки, которые приобретают особенно важное значение в эпоху земледелия. Именно тогда «ритм жизни ...

Опера
Опера (итал.opera, буквально - сочинение) - музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки, в котором партии актеров полностью или большей частью поются. Опера - это пьеса, в которой пар ...

Первые приобретения. «Церера» и «Флора»
Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация