Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.
Различать эти два понятия можно следующим образом: коммуникацию следует понимать как технико-информационный аспект общения, а само общение можно трактовать как социально-психологический аспект коммуникации.
Следовательно, общение может происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.
Простейшая модель коммуникации включает пять элементов. Ее предложил американский исследователь Г. Лассауэл:
- кто передает информацию (источник сообщения)?
- что сообщается?
- по каким каналам передается сообщение?
- кому предназначено сообщение?
- каков эффект трансляции?
Все источники информации в современном обществе можно подразделить на следующие категории:
- индивиды;
- властные структуры;
- институты СМИ;
- группы интересов (партии и общественные движения);
- институты культуры, образования, науки, религии.
Информацию передают агенты коммуникации. У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властные структуры издают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой ими информации, финансируют СМИ. Институты СМИ – теле- и радиокомпании, институты и газеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения. Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций, функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Издательства нанимают квалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов света информацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов – представляют собой какие либо влиятельные круги. Это могут быть оппозиционные партии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды, ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ее поддержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильные учреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты, конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.
Второй элемент в формуле Лассауэла – что сообщается - обозначает содержание посылаемой информации, под которым понимается совокупность передаваемых с помощью каналов массовой коммуникации знаний, оценок, верований.
Содержание информации может подаваться аудитории в различных формах: устных высказываниях, печатных текстах, рисунках, фотографиях, экранных изображениях. У содержания сообщения есть два главных параметра – форма и объем. Объем колеблется от единственного знака до миллиардов бит информации.
Третий элемент – кому предназначено сообщение – указывает на аудиторию. По структуре она не однородна. Существует великое множество аудиторий. Некоего усредненного читателя или слушателя не существует. Аудитория распадается на свое множество в зависимости от того:
- к какому классу, сословию обращено сообщение;
- какова степень внушаемости аудитории;
- в каком психологическом состоянии находятся люди;
- каков уровень образования аудитории;
- где проживают люди (село, город);
- каков уровень культуры в данной стране;
- каков политический режим страны;
- каковы религиозные убеждения людей;
- каков уровень доверия аудитории к СМИ.
Четвертый элемент формулы Лассауэла – каналы массовой коммуникации. К ним относятся издательства, редакции газет и журналов, теле- и радиотрансляционные сети, электронная почта, компьютерные системы. Они различаются техническими возможностями, а, следовательно, количеством и качеством передаваемой информации.
Пятый элемент формулы – эффект трансляции – представляет сумму двух факторов: организации передачи информации и восприятие информации. Эффект воздействия информации на аудиторию зависит от следующих факторов:
- квалифицированности организации потока информации;
- технической оснащенности средств передачи информации;
- широты охвата аудитории;
- образовательного и культурного уровня аудитории;
- содержания сообщения;
- формы подачи, доказательности информации, понятности сообщаемого материала, его занимательности;
- степени доверительности людей к СМИ;
- формы политических запретов;
- экономической ситуации в стране;
- привлекательности информации для аудитории.
Привлекательность складывается из доступности языка, сообщения, личностной значимости темы, эмоциональности информации.
Прогресс коммуникации заключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.
Практически человечество еще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрыто и эффективно манипулировать общественным мнением.
Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолируют его от нормальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижают потребность в живом, непосредственном общении.
Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям.
В зависимости от языка сообщения различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты) коммуникацию.
В вербальной коммуникации в качестве передатчика используют человеческую речь, т.е. звуковой язык – систему фонетических знаков, включающую два элемента – лексический и синтаксический.
Речь является универсальным средством общением в человеческом сообществе. Считается, что благодаря ей лучше всего передается смысл сообщения.
Существуют такие типы невербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов и движений, а предметов и рисунков, например, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы, национальные и государственные флаги. [2, с. 29]
Еще по теме:
Городской клуб-музей К.И.Шульженко
Место расположения: пер. Байкальский, 1 (Ст. М. Площадь Восстания, ост. трамваев марш. 2, 6, 8, 27 "Универмаг "Харьков"")
Биография К.И.Шульженко
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 4 марта 1906 года в Харькове, в се ...
Детство
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «Три часа ночи» т.е в 22:30 (по современному отсчёту времени). Отмечено в дневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три ча ...
Харьковский музей Холокоста
Музей Холокоста находится на ул. Петровского, 28, 2-й этаж. Ехать до станции метро "Пушкинская".
700-49-90, 14-09-59(факс)
Харьковский музей Холокоста - первый и был до последнего времени единственным музеем подобного рода в У ...