Материальная культура коренных народов Камчатки

Культура и искусство » Материальная культура коренных народов Камчатки

История аборигенов полуострова до присоединения Камчатки к России основывается на археологических данных, еще далеко не полных, полученных многими исследователями, начиная с середин XIX века. Камчатка была заселена около 15 тыс. лет назад. Древние охотники, отдаленные предки северо-американских индейцев, первыми заселили Северную Америку, пройдя через Камчатку и Чукотку.

На Камчатском полуострове проживает более 20 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера. Официальные данные переписи коренных народов сильно разнятся. Так, по данным переписи 2002 года, в Камчатской области проживает 5041 представитель коренных малочисленных народов Севера. Но по данным муниципальных образований, аборигенов в области около 15 тыс. Причина – ошибка, допущенная счетчиками в определении этнической принадлежности представителей коренных народов Камчатской области. В Корякском автономном округе проживает около 10 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера.

На сегодняшний день выделяют четыре основные группы коренных народностей населяющих Камчатку. Это коряки, эвены, чукчи и ительмены. Каждая из них имеет свою культуру, язык и обычаи. Условно, эти народности можно разделить на две категории: те, народы , которые изначально селились на территории Камчатки, и те, которые, пришли позже с других территорий. Так предки коряков и ительменов заселялись еще несколько тысячелетий назад, в то время как, эвены и чукчи переселились на полуостров с материка. Но и те и другие находились примерно на одной ступени общественного развития к моменту освоения Камчатки первыми исследователями.

В данной работе рассмотрены два народа – эвены и ительмены.

Эвены («эвын», «эвэн» или «эвэсэл», что значит, по одним данным, «спускающиеся с гор», по другим - «местный», «здешний» или «человек», «люди»).

Эвены на Камчатке появились более 150 лет назад. Осели в основном в центральной части Срединного хребта. Русские называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами, т.е. «живущими возле моря», а пастухов - орочами, т.е. «оленными людьми».

Культура эвенов базируется на занятии оленеводством и охотой. В отличие от коряков и чукчей эвены выпасают небольшие стада оленей, которых используют в основном в качестве транспорта. Олени у эвенов были большие и сильные. При обмене с коряками оленей обменивали в пропорции одного к двум. Передвигаясь на оленях верхом, эвены использовали седла. Оленей, как правило, не забивали на мясо, а использовали как транспорт во время охоты на дикого оленя, лису и снежного барана. Эвены не занимались рыболовством в больших объемах, так как это плохо согласовывалось с кочевым образом жизни.

Ительмены (ительмень, итэнмэн – «тот, кто существует», «местный житель»). Ительмены - один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера. Анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет.

Ительмены были в первую очередь типичными речными рыболовами. Все другие промыслы (сухопутная и морская охота) играли в их жизни второстепенное значение. Второе по значимости место в производственной деятельности ительменов занимала заготовка разных дикорастущих трав и корней - одни употреблялись в пищу, другие применялись в народной медицине, третьи использовались для вязания сетей, плетения циновок и других предметов быта. Для ительменов характерна комплексность хозяйства.

Цель работы – изучить материальную культуру коренных народов Камчатки, рассматривая эвенов и ительменов.

Задачи:

· Ознакомиться с материальной культурой ительменов по средствам изучения их жилищ, средств передвижения, одежды и обуви.

· Изучить материальную культуру эвенов рассматривая их жилища, средства передвижения, одежду и обувь.

Объектом данной курсовой являются коренные народы Камчатского полуострова на примере эвенов и ительменов.

Предмет – материальная культура данных народов на примере жилищ, средств передвижения, одежды и обуви.

Еще по теме:

Музей Святителя Иоасафа
Музей открыт в 1999 г. как филиал БГИКМ. В экспозиции музея предполагается разместить 6огато иллюстрированный материал из жизни Святителя Иоасафа от его рождения до преславной кончины и подлинные вещи, принадлежавшие Святителю. Часть экс ...

Младенчество
Первый период жизни ребенка у русских назывался «младенчество» и длился до исполнения ему семи-восьми лет. По всей России детей первого года жизни, мальчиков и девочек, называли «дите», «младенец», «младень», а также «кувяка(плачущий), «п ...

Анализ культурных явление и процессов
Основными компонентами культуры являются: ценности, обычай, нормы. Многочисленные дискуссии о том, что же является базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура, позволяют сделать вывод, что им может быть такой ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация