Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки в области народного образования было уделено восстановлению и расширению сети школ. Особенно остро этот вопрос стоял в освобожденных районах. Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся. Благодаря этому пятилетнее задание по восстановлению и расширению школьной сети было выполнено раньше срока. В 1950г. число общеобразовательных школ превысило уровень 1940 г. на 10 тыс. В первые послевоенные годы ощущался недостаток учителей, к тому же за годы войны на преподавательскую работу в школу пришло много лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. В связи с этим уделялось огромное внимание подготовке и переподготовке учительских кадров. За четвертую пятилетку было создано 73 новых педагогических и учительских институтов. Значительно расширилась заочная подготовка и переподготовка учителей. В 1950/51 учебном году в школах уже работало почти 1,5 млн. учителей—на 250 тыс. больше, чем в 1940/41 г., а в 1958 г. число превысило 1,9 млн.
Восстановление и расширение школьной сети, особенно за счет семилетних школ, рост учительских кадров позволили осуществить в конце 40-х — начале 50-х годов переход ко всеобщему семилетнему образованию по всей стране, в городе и в деревне. Число средних школ (дневных) за 50-е годы удвоилось и составило в 1960/61 учебном году 29,2 тыс., в которых обучалось около 17 млн. учащихся.
Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получили среднее образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу в годы войны.
По решению XX съезда КПСС государство приступило к строительству школ-интернатов.
Велась борьба за повышение качества обучения в общеобразовательной школе. С 1955/56 г. средняя школа перешла к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения гуманитарного цикла. Вместе с тем предусматривалось осуществление известной политехнизации школы; в 1—4-х классах вводилось преподавание ручного труда, в 5— 7-х классах — практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в 8—10-х классах—практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Учащиеся должны были получать определенный минимум политехнических знаний, умений, навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Были приняты меры к созданию соответствующей материальной базы для этой цели: при школах создавались рабочие комнаты, учебные мастерские, кабинеты и лаборатории по машино-ведению и электротехнике; при сельских школах — учебно-опытные участки и даже хозяйства; в колхозах — ученические производственные бригады и т. д.
24 декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно закону, в СССР вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа была призвана давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности. Закон предусматривал, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, должно осуществляться в средних учебных заведениях на основе соединения обучения с производительным трудом.
Было перестроено и профессионально-техническое образование. Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища, училища механизации сельского хозяйства, трудовых резервов, а также другие профессиональные учебные заведения были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года.
Еще по теме:
Краткая характеристика этнонима
Название страны – Япония во всех европейских языках от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны – Нихон (или более официальное название – Ниппон). Первый из этих знаков обозначает – сол ...
Музей Выставка-Галерея Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых
Контакты: ул. Мироносицкая, 54-Б, кв. 2 700-42-91 Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых работает с декабря 1970 года. Расположен он в 3-х комнатной квартире жилого дома, здесь с 1922 по 1965 года жил первый харьковский авиаконстр ...
Первые приобретения. «Церера» и «Флора»
Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 ...