Раннее государство на Востоке

Культура и искусство » Культурология » Раннее государство на Востоке

Страница 4

В отличие от египетской скульптура древних государств Двуречья менее известна. В основном сохранились небольшие статуэтки, выполненные из различных пород камня. Скульптурные изображения не имеют портретного сходства с оригиналом: для шумерской скульптуры характерны преувеличенно укороченные, а для аккадской – вытянутые пропорции фигур. У шумерских статуэток подчеркнуто большие уши, которые считались вместилищем мудрости. Часто встречаются статуэтки с подчеркнуто женскими, а также материнскими формами, воплощающие понятие земного плодородия.

В шумерском искусстве ведущее место занимала расписная керамика с геометрическим рисунком и глиптика. Глиптика – это пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого или глубокого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине.

Особого расцвета пластическое искусство достигает в новоассирийскую эпоху (VIII-VII вв. до н.э.). В этот период появляются знаменитые ассирийские рельефы, которыми отделаны царские покои. Рельефы запечатлели с большой тонкостью и детальной отделкой сюжеты военных походов, захват городов, сцены охоты.

К наивысшим достижениям культуры Древней Месопотамии этого периода следует отнести успехи в сооружении дворцовых и храмовых комплексов. Еще в шумерский период сформировался определенный тип храмового зодчества, связанный с применением искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Такие храмовые башни – зиккураты были в каждом шумерском городе. Шумерские зиккураты состояли из трех ступеней-платформ в соответствии с триадой божеств (Ану– Энке–Энлиль) и строились из сырцового кирпича. Этот архитектурный прием у шумеров переняли аккадцы и вавилоняне. Знаменитая вавилонская башня – это семиступенчатый зиккурат, на вершине которого располагалось святилище верховного бога Мардука. А знаменитые висячие сады, еще в древности названные чудом света, представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопримечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605–562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней.

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов. Еще в древнейших городах Шумера – Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки. Одна из самых больших библиотек того периода – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669–ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек в каждой серии текстов.

Итак, культурное наследие древних цивилизаций Востока чрезвычайно многообразно и обширно. Мы рассмотрели только небольшую его часть. Но даже такое краткое и фрагментарное знакомство с культурой Древнего Египта и Месопотамии поражает уникальностью, художественным совершенством, глубиной содержания. Здесь, на Востоке, были накоплены важнейшие практические знания в области математики, астрономии, медицины, строительной техники, архитектуры, искусства задолго до того, как они стали известны европейцам.

Достижения древних египтян, ассирийцев, вавилонян были восприняты, переработаны и усвоены другими народами, в том числе греками и римлянами, создавшими античную цивилизацию. Чтобы приобщиться к знаниям, накопленным на Востоке, и сделать их достоянием своей культуры, в Египте побывали древнегреческие философы, государственные деятели, ученые – Фалес, Пифагор, Солон и др.

Таким образом, трансформируясь и переплавляясь, наследие древних «доосевых цивилизаций» Востока смогло сохраниться до наших дней, являясь неотъемлемой частью мировой культуры.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Мифологическая модель мира
Римская мифология, как и мифология других народов, содержит определённую модель мира. Что скрывается за понятием «модель мира»? Речь идёт о представлении о мироустройстве, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во- ...

Культурно-семиотическая концепция происхождения человека
Дарвин объяснил собственно не происхождение человека (это означало бы ответить на вопрос, как возникли человеческое сознание и социальные отношения), а происхождение человека как биологического вида. Дарвиновская теория предполагает, что ...

Городской клуб-музей К.И.Шульженко
Место расположения: пер. Байкальский, 1 (Ст. М. Площадь Восстания, ост. трамваев марш. 2, 6, 8, 27 "Универмаг "Харьков"") Биография К.И.Шульженко Клавдия Ивановна Шульженко родилась 4 марта 1906 года в Харькове, в се ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация