Протестантская этика и ее роль в европейской культуре

Культура и искусство » Культура эпохи Реформации » Протестантская этика и ее роль в европейской культуре

Страница 2

Многие документы Триденского собора были подготовлены орденом Иисуса, который был основан в 1534 г, Игнатием Лойолой, целью ордена была защита престола св. Петра от посягательства на его власть еретиков. Основное острие критики направили иезуиты против протестантизма. Они были сильными и опытными догматиками, ибо члены ордена получали разностороннее образование и именно им принадлежит создание целого комплекса теологической обороны в споре с протестантизмом. Созданные в Риме специальные учебные заведения (семинарии, коллегии) для подготовки духовенства направляемого в страны, где протестантизм получил широкое распространение, возглавляются иезуитами. Коллегия «Германикум» и "Ангеликум" стали сосредоточием клерикальной католической мысли. Но орден иезуитов имел и собственные учебные заведения, преследующие те же цели: способствовать пропаганде католицизма в Западной Европе.

Издание ''Индекса запрещенных книг" стало важной вехой в борьбе двух течений в христианстве. В этот список вошли книги, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от церкви. В "Индексе" содержались тысячи названий художественных, публицистических, научных, мистических, религиозных, философских сочинений, которые рассматривались святым престолом как нежелательные для формирования мировоззрения истинного католика.

Успехи Реформации, подрывающие папское влияние, побудили папу Павла III реформировать инквизицию, создав в 1542 г, ''священную кон­грегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище" Папская инквизиция направила свою деятельность против распространения протестантизма в Европе, против итальянских гуманистов, боровшихся за объединение Италии и видевших в церкви препятствие к этому. "Церковь держала и держит нашу страну разобщенной" (Н. Макиавелли).

Усилилось значение пропаганды католицизма, для чего утверждается Конгрегация пропаганды веры. Церкви приходится переосмысливать свою роль в условиях Нового времени, так как просто репрессиями добиться ничего уже было нельзя. На смену теократическому идеалу приходит новый - идеал духовного руководства христианским миром. Для его воплощения церковь должна стать властительницей дум и сердец. Концепцию "духовного владения людьми" создал, разработал орден "ученых" - орден вездесущих иезуитов.

Новое положение папства и церкви, потребность обновление веры вызвали среди католиков взрыв религиозного энтузиазма. Нa этой почве расцветали мистицизм и спиритуализм, блистательными представителями которых в Испании были Тереза Авильская и Хуан дела Крус, а во Франции - Франциск де Саль. Религиозное рвение привело к иному пониманию святости и появлению новых святых, религиозные добродетели вновь входят в моду. На этой основе возникают такие движения, как янсенизм и квиентизм, которые сделали из христианства сухую доктрину, однако их борьба против абсолютизма – политического, духовного, религиозного - открывала новый путь к восприятию новых явлений в философии, литературе, науке.

Нельзя воспринимать Контрреформацию лишь как движение мракобесов, Контреформация основывалась не только на идеях консерваторов католицизма. Сторонниками Контрреформации выступали и некоторые гуманисты. В 1521г. вышла книга с опровержением учения Лютера и в защиту семи таинств католицизма. Авторами книги был английский король Генрих УШ, а ее редактором и соавтором Томас Mор. Эта антилютеранская книга заслужила высшее одобрение престола св. Петра. Папа Лев Х рекомендуя эту книгу любому католику, обещал отпущение грехов каждому, кто ее прочтет, Генриху VIII пожаловано звание "защитника веры". Позиция Томаса Мора против лютеранства может быть названа "гуманистической компетенцией единой христианской культуры". Для гуманистов католичество представлялось как форма объединения всех христианских народов, в этом объединении они, видели способ ликвидации войн во всем христианском мире. А Реформация, по их мнению, несла смуту, раздор и хаос, что в общем и подтвердили последующие за тем религиозные войны. Томаса Мора, как и других "христианских гуманистов", беспокоила не столько судьба папы, сколько сохранение "единой христианской культуры. По мнению Мора, папство нужно не упразднять, а улучшать, церковь должна ставить своей задачей не накопление богатств, что делал современный ему клир, а реализовывать свою вселенскую миссию миротворчества.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Классификация норм
I. Нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в соединяющих его группах. Во всяком обществе принято определенное разделение обязанностей, например, мужчины должны выполнять сложные технические работы и сл ...

Культура и религия
Сейчас уже редко можно встретить противопоставление куль­туры и религии, сведение последней к сумме «предрассудков, ил­люзий и обмана, изничтожаемых светом разума». Сторонники та­кого противопоставления обычно ссылаются на те исторические ...

Предпосылки теории культурно-исторических типов
Наиболее важным этапом в эволюции социально-философских воззрений Н.Я.Данилевского явился его переход с позиций консервативной версии утопического социализма Ш.Фурье на позиции, близкие к славянофильству. Для понимания генезиса ценностны ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация