"Сюжетно" платоновский диалог предстает как череда позиций, высказываемых различными участниками застолья в речах, призванных восхвалить Эрота. Однако разные высказываемые точки зрения предстают лишь при внешнем восприятии трактата и понимании диалога как диспута. Каждая речь вносит свой вклад не только в этот первый из сохранившихся в истории симпозиумов, но и в развитие теории эроса. Нельзя определенно сказать, что в споре всегда рождается истина. Но здесь в дискуссии из разных мнений складывается цельная концепция любви.
Все собеседники как будто говорят об одном: любовь – это жажда целостности и стремление к ней.
Вот как развертывается рассуждение:
- любовь существует от века. Эрот - древнейший бог и как таковой - "источник величайших благ". Любовь – основа наикрепчайших уз между людьми (Федр. 179а);
- имея, видимо, в виду обычное представление о любви как влечении к другому, показывается, что природа и направленность любви могут быть различными (Павсаний);
- затем утверждается, что любовь именно соединяет (Эриксимах);
- затем уточняется: соединяет разъединенное, в этом смысле, воссоединяет (Аристофан);
- далее любовь соотносится с прекрасным и утверждается, что любовь – средоточие всех совершенств (Агафон);
- и, наконец, Сократ, поправляя Агафона, уточняет, что любовь есть стремление к благу, а именно, к совершенству;
- но это не "конец": Речь Сократа содержит в себе важное наставление Диотимы, в свое время, также данное в виде речи.
Симпозиум завершается еще одной речью – Алкивиада. Как будто речь Алкивиада, присоединившегося к застолью, уже, когда Сократ закончил свою речь, выпадает из логики диалога. Однако это не так: Алкивиад хотя и посвящает свою речь не Эроту, а Сократу, говорит о том же, что и другие: в чем заключается благо человека и как оно связано с любовью; но главный аргумент Алкивида - жизнь Сократа как истинного философа. Такова идейная композиция диалога. Если примем во внимание, что в "Пире" представляется именно целостная концепция любви, то можно выделить два ключевых круга проблем:
а) характеристика любви как отношений между возлюбленными.
б) характеристика любви как пути к благу – как совершенствование.
Еще по теме:
Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
Можно просто зафиксировать тот факт, что миф стоит в начале человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых немыслимо его существование. К числу таки ...
Статистическая оценка населения
В Японии проживает более 127 миллионов человек. Прирост населения каждые 10-12 лет в среднем 1%. В Зарубежной Европе 15 тысяч японцев, В Зарубежной Азии – 119910 тысяч, в Америке – 1580, в Австралии – 5, в мире в целом –125,5 миллионов че ...
Техника как феномен культуры
Одним из сложнейших теоретических вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники в культуре, ее достижениях и проблемах. Последние сто лет технику либо осуждали, либо презирали, либо смотрели на нее с ужасом, либо благо ...