Космогонические мифы

Культура и искусство » Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера » Космогонические мифы

Понятий «вселенная», «космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость говорить о целостности мира, употребляется составное слово Ан-Ки («Небо – Земля»). Считается, что до возникновения мира Небо и Земля были единым телом, из которого затем появились все сферы мира. Вот что рассказывает об этом шумерский миф «Гора небес и земли»:

«Когда-то небо и земля были слиты, и не было на них ни травы, ни тростника, на деревьев, ни рыб, ни зверей, ни людей. Были они как одна гора в пространстве, заполненном вечными водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Произвела она из себя Ану и Ки, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ану – на вершине горы, а Ки – внизу, под её подножием. Когда дети подросли, они стали крутить головами и искать друг друга. И свела и Намму, соединила как мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля .

Потом Ки произвела на свет от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых не было бы света и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воли Анну у Ки родились младшие боги, помощники и слуги Анну – ануннаки».

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом:

1. Вначале был первозданный Океан.

2. Первозданный Океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединённой с небом.

3. Созданные как боги в обличье человека, бог Ан (небо) и богиня Ки (земля) породила бога воздуха Энлиля.

4. Бог воздуха Энлиль отделил небо от земли.

«Разорвали Ан и Энлиль гору. Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножие вниз. Так появилось небо в виде свода и Земля, как плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора был разорвана, а не разрезана ножом».

Брак Энлиля с матерью-землёй положил начало устройству мира – сотворению человека, животных, растений и созданию цивилизации.

Еще по теме:

Общественное значение музейных объектов нематериального наследия
Нематериальные объекты музейного значения двойственны по своей природе. Они обладают всеми признаками и качествами обычных объектов музейного значения, за исключением одного. Они невещественны (вообще-то это более правильно, чем «нематери ...

Культурно-семиотическая концепция происхождения человека
Дарвин объяснил собственно не происхождение человека (это означало бы ответить на вопрос, как возникли человеческое сознание и социальные отношения), а происхождение человека как биологического вида. Дарвиновская теория предполагает, что ...

Массовая и элитарная культура и их соотношение в американском обществе
Проблема массовой культуры является одной из основополагающих в различных вариантах концепции «постиндустриального общества», начиная с 1973 года, когда Д. Белл ввел это понятие в научный оборот. Трактуя позитивно “массовое общество”, его ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация