Космогонические мифы

Культура и искусство » Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера » Космогонические мифы

Понятий «вселенная», «космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость говорить о целостности мира, употребляется составное слово Ан-Ки («Небо – Земля»). Считается, что до возникновения мира Небо и Земля были единым телом, из которого затем появились все сферы мира. Вот что рассказывает об этом шумерский миф «Гора небес и земли»:

«Когда-то небо и земля были слиты, и не было на них ни травы, ни тростника, на деревьев, ни рыб, ни зверей, ни людей. Были они как одна гора в пространстве, заполненном вечными водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Произвела она из себя Ану и Ки, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ану – на вершине горы, а Ки – внизу, под её подножием. Когда дети подросли, они стали крутить головами и искать друг друга. И свела и Намму, соединила как мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля .

Потом Ки произвела на свет от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых не было бы света и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воли Анну у Ки родились младшие боги, помощники и слуги Анну – ануннаки».

Шумеры объясняли происхождение вселенной следующим образом:

1. Вначале был первозданный Океан.

2. Первозданный Океан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединённой с небом.

3. Созданные как боги в обличье человека, бог Ан (небо) и богиня Ки (земля) породила бога воздуха Энлиля.

4. Бог воздуха Энлиль отделил небо от земли.

«Разорвали Ан и Энлиль гору. Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножие вниз. Так появилось небо в виде свода и Земля, как плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора был разорвана, а не разрезана ножом».

Брак Энлиля с матерью-землёй положил начало устройству мира – сотворению человека, животных, растений и созданию цивилизации.

Еще по теме:

Искусства и ремесла
Перелом в этой тенденции, сыгравший решающую роль в становлении модерна, был, по сути, делом рук одного человека - Уильяма Морриса (1834-96). Негодуя на безвкусицу массового «ширпотреба», Моррис полагал, что искусства и ремесла неразделим ...

Символизм
(фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и Росси ...

Творчество
Первые работы Альберти написал в 20-е гг. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е — начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке — «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» ( ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация