Влияние технического прогресса на общество

Культура и искусство » Мировая культура XX века » Влияние технического прогресса на общество

В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от моральных, сословных и других ограничений в своей деятельности. Все табу, на которых строились многие традиционные культуры и создавались общечеловеческие ценности, были значительно трансформированы. Отказ от канонов в искусстве и самой жизни привел к тому, что главные смыслообразующие вопросы человеческого бытия стали маргинальными (т.е. периферийными, частными). Наступило такое время, когда приходится отвечать не столько на вопрос «есть ли Бог?», сколько на вопрос «а есть ли человек?».

Невиданный технический прогресс в обществе в области создания благ цивилизации в конце второго тысячелетия уже значительно разрушил надежды на прогресс человечества и, прежде всего, в духовной сфере. Мировые войны, революции и контрреволюции, непрекращающаяся борьба за передел и переустройство мира, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря в итоге привели к кризису и бездуховности и, подчас, нравственному одичанию людей, несмотря на то, что все они являются в то же время наследниками достижений великих культур и цивилизаций древности.

«Субъективизм - духовная болезнь эпохи, начавшаяся с Возрождения. Болезнь эта состоит в предположении, что самое близкое мне - мое «я», т.е. самое близкое для моего познания - это моя реальность», - писал теоретик искусства модернизма известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Тезис «Познай самого себя», провозглашенный в античности, так и остался незавершенным в наше время. Человек остался по-прежнему тайной и загадкой не только для себя самого, но и для других. Ситуация в области духовной культуры и искусства, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, сложилась такой во многом из-за того, что «мы теряем чувство дистанции, теряем уважение и страх перед искусством, приближаемся к нему в любую минуту, в каком придется костюме и настроении, и привыкаем не понимать его», - таковы наблюдения о судьбах культуры и современной цивилизации выдающегося мыслителя.

Еще по теме:

Изобразительное искусство Москвы второй половины XV – начала XVI в. Дионисий
В изобразительном искусстве Руси второй половины XV в. ведущую роль играло «рублевское» направление. Наиболее выдающимся представителем последнего был Дионисий (род. в 30–40‑х годах XV в., ум. ок. 1508) – крупнейший после Андрея Руб ...

По следам Модильяни
Найти «след» Модильяни удаётся и в творчестве Ахматовой - несмотря на то, что большинство произведений парижского периода были ею уничтожены, «тема Модильяни» не могла исчезнуть бесследно. Лишь однажды Анна Андреевна упоминает его имя - в ...

Орнамент
Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропо­морфным и геометрическим. Весьма характерна для русского на­родного орнамента полиморфность, т.е. гибридность образов - со­ ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация